Водитель авто повредил автомобиль будет ли он выплаяивать стоимость ущерба собственику авто
Оглавление:
Кто возмещает ущерб при ДТП, собственник или водитель?
» » » После ДТП потерпевшие не всегда понимают, к кому им следует обращаться, чтобы получить компенсацию на восстановление машины – к водителю или владельцу авто, ставшего виновником аварии. Часто страховка по ОСАГО не может покрыть все расходы. Тем более проблематично разобраться в дальнейших действиях, когда страховой полис был оформлен не на одного человека, а на нескольких.
Кроме этого, водитель, управляющий транспортным средством во время аварии, выполнял свои трудовые обязанности, но договора о трудоустройстве у него не было.
В данной статье мы попробуем найти ответы на актуальные вопросы, связанные с ДТП и возмещением ущерба. Содержание В соответствии с законом РФ, лица, причинившие вред своей опасной для окружающих деятельностью, должны отвечать за свои деяния.
Это касается как административной, так и уголовной ответственности. Кроме этого, данные граждане, виновные в ДТП, обязаны возместить потерпевшим нанесенный им вред, связанный с использованием источника повышенной опасности, то есть транспортного средства. Возместить ущерб лицу, потерпевшему в ДТП должен собственник автомобиля (физическое или юридическое лицо).
Кроме этого, ответственными являются лица, владеющие автомобилем на правах хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании. Водители могут использовать транспортное средство на права аренды, на основании генеральной доверенности, по распоряжению соответствующего органа, прочее.
Собственник транспортного средства не будет отвечать за вред, причиненный потерпевшему в результате аварии, если он представит все доказательства того факта, что в момент аварии машина была угнана и не находилась в его владении. В данном случае отвечать за свои действия будет то лицо, которое совершило противоправные действия по отношению к транспортному средству.
Но если выяснится, что владелец машины каким-то образом виновен в противоправном изъятии ТС из его обладания, он будет нести ответственность за совершение водителем дорожно-транспортного происшествия вместе с угонщиком автомобиля.
На собственников ТС, в соответствии с нормами ГК РФ, возлагается ответственность за тот урон, который они причинили потерпевшему в результате взаимодействия их автомобилей (столкновения, прочее).
В этом случае речь идет о солидарной ответственности. Возмещение ущерба владельцам взаимодействующих в аварии ТС осуществляется на общих основаниях.
Отвечать за создание аварийной обстановки должен гражданин, который на момент аварии был владельцем авто, хоть и не имел на него права собственности.
Следует правильно разделять понятия собственник и владелец транспортного средства. На каком основании разделяются эти два понятия можно узнать, ознакомившись с нормами закона
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ. Владельцем авто признается собственник или другое лицо, которые владеют ТС на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, а также другом законном основании.
Такими основаниями выступают аренда автомобиля, выдача генеральной доверенности, распоряжение о передаче управления ТС, выданное соответствующими органами, прочее.
Владельцем авто не может быть признан гражданин, который управляет автомобилем на работе, на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем автомобиля. Как определиться в ситуации, когда в момент аварии автомобилем управлял другой водитель, а собственник авто находился в салоне.
Будет ли в данной ситуации водитель признана владельцем ТС?
На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что ответчиком по делам о возмещении ущерба потерпевшим в аварии должен признаваться водитель, владеющий автомобилем на момент аварии. Такое положение стало возможным благодаря соотношению материалов законодательных актов, судебной практики и изменений в правилах дорожного движения. Как известно, в ПДД были внесены некоторые изменения, и теперь не обязательно оформлять доверенность на право управлять ТС.
«Правила дорожного движения Российской Федерации» были утверждены 23 октября 1993 года (Постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации № 1090).
Цель издания данного документа – обеспечить порядок и безопасность на дорогах. В соответствии с нормами ПДД, каждый водитель, выезжая на дорогу, должен иметь при себе страховой полис ОСАГО.
Предъявлять данный документ необходимо по первому требования инспектора ГИБДД или сотрудника полиции. Каждый владелец транспортного средства не имеет права управлять транспортным средством без страхового полиса. То есть, в соответствии с законом, необходимо страховать риск гражданской ответственности.
Для автовладельцев такая ответственность наступает в случае ДТП и причинения вреда жизни и здоровью. А также при повреждении имущества других граждан.
Оформить страховой полис можно не только на одного владельца, но и на несколько лиц.
Таким образом, страхуется гражданская ответственность неопределенного круга граждан.
То есть, любое другое лицо, которое вместо владельца управляет его автомобилем на основании иных документов, кроме доверенности или страхового полиса, может делать это на вполне законных основаниях. Когда собственник автомобиля передает другому гражданину право управления ТС, он вместе с этим передает ему и свои права по владению и пользованию ТС.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ответственность за причинение вреда имуществу потерпевшего в ДТП несет не только собственник автомобиля, но и владелец, который пользуется ТС на законных основаниях.
В силу закона список данных оснований не является исчерпывающим. Например, если человек управляет автомобилем, не имея генеральной доверенности от собственника, но при этом, имея страховой полис, водительское удостоверение, документы о регистрации автомобиля — он пользуется данным ТС на вполне законных основаниях.
Управляя автомобилем, имея надлежащие документы (упомянутые выше), данный водитель не только пользуется своими законными правами, но и должен выполнять определенные обязанности.
Речь идет об ответственности за ДТП и возмещении ущерба потерпевшим.
Все ли водители, управляющие служебными машинами, могут быть признаны работниками? В соответствии с законом, работниками считаются только те граждане, которые работают на основании трудового договора или контракта.
Кроме этого, работником признается лицо, исполняющее свои обязанности по гражданско-правовому договору. При этом они выполняют задания определенного юридического или физического лица, которое берет под контроль безопасное выполнение работ.
Тот факт, что между водителем и собственником ТС (работодателем) существуют гражданско-правовые отношения, хотя и не подписан трудовой договор, можно доказать при наличии некоторых условий. Прежде всего – факт передачи товара под ответственность водителю, имеющиеся у него товарно-сопроводительные документы, отсутствие заявления от собственника о краже данного ТС, наличие свидетельства о регистрации автомобиля, а также наличие ключей от автомобиля, пульта сигнализации, прочее. Если водитель, ставший виновником аварии, отказывается устанавливать факт наличия каких-либо трудовых отношений с собственником ТС, ему придется самому отвечать за противоправные действия за рулем.
Поэтому, если он не хочет лично возмещать ущерб потерпевшим, он должен быть заинтересован в определении данного факта, и возложении на работодателя ответственности за ДТП и его последствия. Давайте рассмотрим понятие «регресс».
Данный процесс становится необходимым для собственника транспортного средства в том случае, когда ему пришлось выплатить компенсацию пострадавшему за причиненный ему в аварии ущерб. Регресс – это законное право требовать у виновника аварии возмещения средств, которые были выплачены пострадавшему. Размер выплаты может соответствовать тому, который получил участник аварии или тому, что установлен законом.
В том случае, когда работник, ставший виновником ДТП, не хочет возмещать ущерб, вернуть эти средства можно только по решению суда. Возможность возврата денег появиться только в том случае, если будет доказана вина работника в ДТП. Если проступок водителя приравнивается к административному, на него возлагается материальная ответственность в полном объеме.
Как взыскать моральный вред с виновника ДТП, Если виновник ДТП – не собственник автомобиля, на кого подавать в суд, читайте по ссылке: Работник, который управляя автомобилем своего работодателя, причинил ему ущерб, став виновником аварии, несет полную ответственность за свои противоправные действия или бездействие.
Когда работник становится виновным в ДТП, он не только причиняет ущерб потерпевшему, но и нарушает трудовую обязанность по сохранности имущества работодателя и предотвращению причинения ущерба собственности работодателя. Когда наступает уголовная ответственность владельца транспортного средства при ДТП.
Если при аварии был нанесен вред жизни или здоровью человека, по отношению к виновнику аварии будет применен ряд мер воздействия. В ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ говорится о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и использования ТС. Отягчающими обстоятельствами при совершении аварии, согласно ст.
63 УК РФ, признаны:
- управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
- в результате аварии погибли люди (от двух и более человек);
- водитель, ставший виновником аварии, ранее уже привлекался к административной ответственности.
Умышленное деяние при управлении автомобилем, которое привело к смерти пострадавшего, приравнивается к убийству (ст. 105 УК РФ). Если человеку был нанесен тяжкий вред здоровью, деяния виновного квалифицируются как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.
11 УК РФ). Если водитель и владелец автомобиля – не один и тот же человек, то отвечать за нарушение будет гражданин, который находился за рулем автомобиля в момент аварии. Согласно ст. 5 УК РФ виновником в преступлении будет признано лицо, которое управляло ТС и совершило наезд на пешехода, допустило столкновение автомобилей, прочее.
При этом не имеет значения, является ли данное лицо собственником ТС. Субъектом общественно-опасного деяния может выступать только физическое лицо. Когда наступает административная ответственность владельца автомобиля при ДТП.
Одна из глав КоАП РФ (глава 12) полностью посвящена нарушениям правил дорожного движения и участию граждан в ДТП. Так в ст. 12.24 КоАП РФ говорится о том, что объектом правонарушения при ДТП является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью участника аварии.
Чтобы определить степень причинения вреда необходимо пройти медицинское освидетельствование (экспертизу). В соответствии с административным законодательством отвечать за дорожно-транспортное преступление будет участник аварии, который признан виновным (ст.
1.5 КоАП РФ). По закону виновным признается водитель ТС, который создал аварийную ситуацию и в результате его действий или бездействия произошло ДТП.
Иногда виновность владельца авто определяется на основании показаний камер видео и фотонаблюдения, на которых было зафиксировано ДТП (ст.2.6.1.КоАП РФ). Дело в том, что рассматривая такие снимки, можно определить автомобиль, а не лицо, которое ним управляло. Поэтому автоматически виновником становится непосредственный собственник ТС.
В том случае, если машина продана и составлен соответствующий договор, но в течение 10 дней после продажи перерегистрация не была совершена, обязанность по снятию машины с регистрации переходит на вас. Юридическое лицо не несет административной ответственности за совершение ДТП. В каком случае наступает гражданская ответственность владельца ТС при дорожно-транспортном происшествии.
Что такое гражданская ответственность при ДТП? В данном случае речь идет о возмещении материального и морального ущерба пострадавшим в аварии.
В ГК РФ говорится о том, что эксплуатация ТС – это деятельность, которая создает повышенную опасность для других граждан (ст. 1079 ГК РФ). На владельца автомобиля возлагается ответственность по возмещению ущерба потерпевшим.
Исключением является только та ситуация, когда ему удастся доказать, что в момент аварии возникли такие обстоятельства, преодолеть которые было не в его силах. Юридическое лицо, владеющее ТС, ставшим виновником аварии, также несет гражданскую ответственность, как и физическое лицо.
Владельцем авто может быть не только лицо, имеющее на то законные основания.
Владелец авто, который не вписан в паспорт ТС, но эксплуатирует его на правах аренды, при наличии доверенности или по распоряжению, также несет гражданскую ответственность за ДТП. То есть, на момент аварии он признается законным владельцем ТС. С какого возраста водители несут гражданскую ответственность при ДТП?
В соответствии с законом гражданская ответственность за нарушение ПДД наступает с 14 лет.
Если водителем, виновным в аварии стал подросток до 14 лет, ответственность перекладывается на его законных представителей. В первую очередь ними являются родители (ст.
1073 ГК РФ). Если водителю на момент аварии уже исполнилось 14 лет, он несет ответственность по возмещению ущерба пострадавшим на общих основаниях (ст. 1074 ГК РФ). Если в таком возрасте виновный в аварии не имеет никаких доходов и, следовательно, ему не из чего возмещать ущерб, его обязанности на себя принимают родители или другие законные представители. Данные лица могут быть освобождены от такой ответственности в том случае, если докажут полное отсутствие их вины в данном правонарушении.
Когда владелец авто освобождается от гражданской ответственности?
В ст. 1079 ГК РФ перечислены случаи, когда владелец ТС освобождается от своих обязанностей по возмещению вреда:
- наличие чрезвычайных или неотвратимых обстоятельств. То есть, если возникли форс-мажорные обстоятельства, преодолеть которые не представилось возможным;
- действия потерпевшего носили умышленный характер, то есть, он предвидел и соответственно допустил возникновение ДТП;
- владелец не имел возможности эксплуатировать ТС, так как оно выбыло из его владения (угон, кража ТС).
В данном случае потребуется обоснованное доказательство факта, что авто было угнано и вины владельца в этом нет.
Когда виновник ДТП и собственник ТС несут солидарную ответственность? Данная ситуация возникает довольно редко, поэтому является нетипичной гражданско-правовой ответственностью группы лиц. В таком случае потерпевшая сторона имеет право выбора лица, которое будет возмещать ей возникший в результате аварии ущерб.
Также данную ответственность могут одновременно нести и водитель, и собственник.
Согласно ст. 1079 ГК РФ первостепенной виной является вина водителя, управлявшего автомобилем в момент аварии.
В той ситуации, когда автомобиль выбыл из владения собственника по его же вине (оставил машину без присмотра с ключами, прочее), и если данный факт будет подтвержден, собственнику придется нести ответственность вместе с виновником аварии в долевом порядке. В данном случае все будет зависеть от степени вины каждого из ответственных в данной ситуации лиц. Солидарная ответственность в классическом варианте наступает в том случае, когда в аварии было несколько участников.
Владельцы данных ТС, в соответствии с п.
3 ст. 1079 ГК РФ, понесут групповую ответственность. Когда виновник аварии погиб, или если за рулем находился несовершеннолетний, арендатор ТС, работник организации, собственник авто понесет солидарную ответственность, если его вина будет доказана.
Так же ответственность наступает для собственника аварии, если виновный в ДТП, скроется с места происшествия. Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности. В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.
Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет. 12 апреля 2016 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла.
Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане. Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).
Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии. Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016). Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП.
На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ). Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.
В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем. Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими.
Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова. Верховный суд, рассмотрев данное дело, пришел к другим выводам.
Именно поэтому ему придется возмещать ущерб из своего кармана. Иногда судам бывает сложно определиться с законным владением источником повышенной опасности.
Для суда важно разобраться в том, есть ли между водителем и собственником авто трудовые, служебные или должностные отношения.
Если таких отношений не обнаружено и собственник авто добровольно дал ключи и документы водителю, возмещать ущерб от аварии будет водитель ТС.
* – имена и фамилии действующих лиц изменены. Была ли Запись полезна? 96 из 112 читателей считают Запись полезной.
Рубрики Наша группа Самое обсуждаемое Простыми словами о юридических вопросах.
Контакты РФ, г. Москва, ул. 2-я Владимирская дом 31 © Copyright 2014 — 2023, UrOpora.ru — Быстрая юридическая помощь!. Все права защищены.
Владелец или собственник: кто ответит за ДТП

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Водитель попал в ДТП на чужой машине. Именно его и заставили заплатить за причиненный ущерб.
Коллегия по гражданским спорам Верховного суда разбирается, почему такой подход неверный.
Судьи напоминают, что платить должен собственник, и объясняют, какие нормы закона обязывают разрешать спор именно таким образом. А также напоминают: добровольная передача автомобиля другому человеку не снимает ответственности с его владельца.
В Подмосковье столкнулись автомобили «Ситроен» и ВАЗ-2110. Виноват оказался водитель «десятки» Сергей Курагин, который ехал задним ходом. Автомобиль принадлежал его жене, Елене Курагиной*.
Ее супруг не был вписан в ОСАГО и не имел водительских прав. Автоправа Владельцы «Ситроена», ООО «Агропродукт», обратились в суд. Они потребовали взыскать с ответчиков, владелицы машины и ее мужа, солидарно более 100 000 руб.
на ремонт и судрасходы. Две инстанции удовлетворили иск частично. Московской области (дело № ) и решили, что деньги должен выплатить только водитель автомобиля — ведь именно он и виноват в аварии. Заявитель оспорил такие выводы в .
Представители «Агропродукта» настаивали, что ущерб надо взыскать и с собственника машины, виновной в ДТП.Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи признала, что судебные акты нижестоящих судов приняты с нарушениями норм права. В определении по делу (дело № ) ВС указал, что по ст.
201 ГК (Срок исковой давности при перемене лиц в обязательстве) собственник несет бремя содержания своего имущества.
А по п.1 ст. 1079 ГК (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих) те, кто связан с опасной деятельностью, должны возмещать вред, если источник опасности причинил ущерб. Кроме случаев, когда речь идет о непреодолимой силе или умысле потерпевшего.
Возмещает ущерб владелец «опасного» имущества — в рассматриваемом случае, автомобиля.ВС подчеркнул: то, что Курагин получил документы на машину и ключи от нее, еще не приравнивает его к владельцу авто — это только подтверждает, что собственник хотел передать имущество ему в пользование.
Это также не говорит о том, что права на владение машиной были переданы, и не освобождает собственника от обязанности возместить вред, если авария случилась по вине водителя.
«Но любое из таких оснований требует соответствующего юридического оформления — заключение договора, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис лица, допущенного к управлению транспортным средством, и т.п.»
, — напомнили члены коллегии ВС.
Если Курагина действительно передавала супругу право владения автомобилем, именно она должна была это доказать, отметили в коллегии и признали, что владелицу ВАЗа освободили от ответственности неправомерно. Дело направили на новое рассмотрение в апелляцию — Мособлсуд (на момент написания материала не рассмотрено).Ущерб в подобной ситуации помимо виновника может компенсировать собственник автомобиля, подтверждает адвокат Аким Ложковой, Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. × :
«Этим определением Верховный суд делает очень важный вывод, направляя дело на новое рассмотрение — нижестоящий суд не выяснил вопрос перехода прав владения автомобилем»
.В целом же, какую именно конструкцию выбрать — «ущерб компенсируется виновником ДТП», «ущерб компенсируется собственником ТС» или «ущерб компенсируется и виновником ДТП и собственником ТС», зависит конкретно от установления отдельных обстоятельств, напоминает Ложковой.
В частности, имеет значение, как собственник авто передает его в пользование и управление другому лицу: — Заключен ли какой-то договор или соглашение о использовании транспортом и рисках как гибели автомобиля, так и ущербе от ДТП; — Застрахована ли ответственность того, которому передается ТС; — Выписывается ли доверенность (её наличие не обязательно, но доверенность может служить доказательством при распределении бремени компенсации ущерба).
Важно также, как собственник передал автомобиль — по доброй воле или, например, речь идет об угоне.*Имена и фамилии участников спора изменены Новости судебной системы, свежая практика, резонансные кейсы, инсайды и подробности.
На кого подавать в суд при ДТП, на хозяина или водителя?
» » » По закону управлять автомобилем имеет право не только его владелец, но и другие лица, имеющие генеральную доверенность. Поэтому иногда в результате оформления ДТП выясняется, что виновником аварии является не собственник машины. В такой ситуации у потерпевших в аварии может возникнуть закономерный вопрос по поводу лица, на которое следует подавать в суд.
Сразу уточним, что дать однозначный ответ на данный вопрос не получится. Чтобы правильно выбрать лицо, которое должно нести ответственность за нарушение правил дорожного движения, приведшее к аварии, необходимо выяснить, имел ли право водитель садиться за руль этого автомобиля.
Содержание Как себя вести в подобном случае? В большинстве случаев особых проблем с определением лица, которое должно возместить ущерб при ДТП, нет, даже если виновником аварии является не владелец авто.
Если у водителя, управлявшего автомобилем, была генеральная доверенность, то он и несет ответственность перед потерпевшим. В противном случае отвечать за действия водителя, не имеющего доверенности, будет непосредственно собственник автомобиля.
Владелец машины, которая была угнана, и с участием которой произошла авария, не будет возмещать ущерб потерпевшим. Но следует заметить, что владельцу придется доказать, что его машина была украдена, представив необходимые документы. Конечно, никому не хочется отвечать за ошибки других людей.
Поэтому собственник машины, явившейся участницей аварии, может подать в суд встречное требование. В том случае, когда хозяин машины уже возместил ущерб, он имеет возможность потребовать с виновника аварии вернуть ему потраченные средства. Размер иска приравнивается к размеру компенсации, выплаченной потерпевшему.
Выплаты по страховому полису Многие водители стараются оформить страховой полис ОСАГО, тем более что это требование является обязательным для всех водителей. В случае аварии ущерб будет возмещен за счет страховой компании, даже если за рулем автомобиля находился не сам водитель, а лицо, которому он выдал генеральную доверенность.
Как правильно действовать в данной ситуации:
- после того, как произошло ДТП, вызовите сотрудников ГИБДД или ДПС. Они должны составить схему происшествия, протокол, выписать необходимые справки и вручить их обоим участникам аварии;
- со справкой о ДТП обратитесь в страховую компанию и потребуйте возместить ущерб, полученный в результате аварии. Обязательными документами при обращении являются: полис, полученный при оформлении страховки, ПТС, заявление о возмещении ущерба, ВУ, удостоверение личности, реквизиты, необходимые для перечисления средств. Средства на ваш счет будут перечислены по решению страховой компании.
Для рассмотрения заявления и принятия решения у страховщиков есть 20 календарных дней.
Отсутствие реакции страховщиков по истечении указанного срока или выплата суммы, которая меньше необходимой для восстановления авто, дает основания для проведения независимой экспертизы и обращения в суд. Довольно сложно получить компенсацию в том случае, когда авария произошла по вине угонщика авто. Страховщики могут отказаться выплачивать ущерб, если:
- лицо, признанное виновником аварии, не вписано в страховой полис;
- срок действия страхового полиса закончился.
Если страховая компания обосновано отказала в возмещении ущерба, пострадавшему придется решать вопрос только с самим виновником аварии.
Отсутствие страховки Если договор страхования не был заключен, выплата компенсации становится обязанностью непосредственно виновника аварии или собственника авто. Но это еще не означает, что водитель, потерпевший в аварии сможет восстановить машину за счет данных лиц.
Ему могут выплатить небольшую часть средств или вообще отказаться платить, аргументируя отказ отсутствием денег. Когда водитель, спровоцировавший ДТП, не имел права управлять автомобилем, разбираться с компенсацией потерпевшему будет владелец машины. Если у него нет средств, машину можно арестовать.
Когда же водитель имел генеральную доверенность, автомобиль не может быть арестован, так как он не принадлежит виновнику аварии. Оба участника аварии заинтересованы в проведении независимой экспертизы, которая позволит обнаружить повреждения и точно определить стоимость ремонтных работ. Информация для пострадавшей стороны Водитель, пострадавший в результате аварии, имеет право требовать выплаты компенсации, как с виновника аварии, так и с хозяина машины.
В данной ситуации главное выяснить, кто именно по закону должен это сделать. Когда владельцем машины является юридическое лицо, находившееся на момент ДТП на службе, он также может обеспечить уплату ущерба. Для того чтобы разобраться к кому предъявлять требования по оплате ущерба, необходимо выяснить:
- была ли у виновника аварии доверенность. Если это так, то рассчитываться с потерпевшим будет именно этот водитель;
- есть ли данные виновника аварии в страховом полисе ОСАГО.
Если на водителя распространяется страховка, возмещать ущерб будет страховая компания;
- отсутствие доверенности говорит о том, что ответственность за ДТП несут и водитель, и владелец;
- если машина числилась в угоне, отвечать за аварию владелец авто не будет, собственно как и страховая компания, так как угонщика среди страхователей нет.
Как действовать при аварии?
Итак, вы смогли определиться, у кого требовать возмещения ущерба – направляйте ему письмо с соответствующими требованиями. Для того чтобы отреагировать на письмо у виновника есть 7 дней. Отсутствие реакции на требования пострадавшего – основание для обращения в суд.
Когда виновник аварии не является владельцем машины, но он вписан в страховку, а также имел генеральную доверенность, проблем с выплатой компенсации потерпевшему в аварии быть не должно. В противном случае обращения в суд не избежать.
К сожалению, сознательных граждан, которые сразу же откликаются на требования потерпевшего, не так уж много. Давайте разберемся, как правильно составить исковое заявление в суд. Документ набирается на компьютере.
В качестве реквизитов вносится следующая информация: наименование суда, личные данные истца и ответчика (ФИО, адрес, контактный телефон), уточняется цена иска и государственной пошлины (далее мы расскажем о том, как проводить расчеты стоимости иска). Следующая запись – четкое название иска, которое указывает на суть проблемы.
В данном случае это будет: исковое заявление к виновнику аварии о возмещении ущерба, причиненного ДТП. В теле заявления описываются обстоятельства произошедшего происшествия, в результате чего истец понес урон.
Назовите точное место ДТП, когда и в каком часу произошло данное событие.
1.4 Правил дорожного движения. Данный факт подтвержден экспертизой (от 02.10.2016 г.), справкой, выданной на месте аварии, а также постановлением по делу об административном правонарушении ххххххххххх от 02.10.2016 г. Далее прилагаются расчеты стоимости иска.
В нее входят расчеты суммы взыскания. Пример описания суммы иска: согласно выводам экспертизы, проведенной ООО «Гарант на дорогах» № хххххх от 10.10.2016 г., на восстановление автомобиля Audi, гос.
номер Ф 000 ФФ/278 потребуется 56 тысяч рублей.
Также мне пришлось потратиться на услуги эвакуатора (5 тысяч рублей), на замену поврежденной сигнализационной системы безопасности – 4 тысячи рублей (копии справок и квитанций прилагаются).
В целом сумма убытков составила 72 тысячи рублей. Кроме этого, я затратил средства на составление иска и подготовку судебного разбирательства (копии документов прилагаются).
В следующей части документа укажите на то, какие ваши права были нарушены. Обязательно ссылайтесь на статьи закона.
Например: виновник ДТП не имел страхового договора.
Согласно ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, потерпевший в аварии гражданин имеет право на полное возмещение понесенного при аварии ущерба. Компенсировать ущерб должен гражданин, который признан виновником аварии.
Для дачи свидетельских показаний в суде прошу пригласить очевидцев ДТП: пассажира моего автомобиля (личные данные), который проживает по адресу ———-, номер телефона ———. А также сотрудника службы эвакуации (ФИО), который проживает по адресу ——-, номер телефона ———.
Чтобы разрешить спор, прошу изучить дело по дорожно-транспортному происшествию. При этом должны участвовать как истец, так и ответчик (в соответствии с ч. 1 ст. 15, ч. 1, ст. 1065 ГК РФ).
Далее указывается требование истца. Прошу: взыскать с ответчика Иванова Сергея Ивановича 72 тысячи рублей, в том числе:
- оплата услуг эвакуатора – 5000 руб.;
- оплата госпошлины – 2000 руб.
- услуги юриста – 5000;
- затраты на восстановление автомобиля – 56 000 руб.;
- замена системы безопасности автомобиля – 4000
Прошу: истребовать из ГИБДД управления МВД РФ административное дело по данному спору, для его рассмотрения в суде.
Перечень прилагаемых к иску документов (приложение):
- представленный СТО отчет о стоимости ремонта авто;
- постановление по делу об административном правонарушении;
- исковое заявление в суд (копии по числу лиц, задействованных в судебном разбирательстве).
- отчет экспертизы от 10.10 2016 г.
- отчет экспертизы от 02.10.2016 г.
- договор об оказании юридических услуг (копия, заверенная у нотариуса);
- документ о внесении госпошлины;
- копия ПТС (заверенная у нотариуса);
- свидетельство о регистрации автомобиля (копия, заверенная у нотариуса);
О взыскании морального вреда с виновника ДТП Что делать, если у виновника ДТП нет денег, читайте по ссылке: В конце заявления ставится подпись истца и дата составления документа. Мы рассмотрели только один из примеров составления иска по ДТП на водителя, виновного в аварии, не имеющего страхового полиса, по возмещению ущерба.
Если вам понадобиться информация о составлении искового заявления, вы можете воспользоваться приведенным выше примером или обратиться к юристу. Коллегией по гражданским делам Верховного суда было принято решение, в соответствии с которым претензии по поводу выплаты материального ущерба после дорожно-транспортного происшествия должны направляться лицу, управлявшему во время аварии автомобилем. Основное условие – вина водителя должна быть доказана.
Когда произошла авария, большинство потерпевших считают, что компенсировать их материальные потери должен не водитель, находившийся за рулем, а собственник транспортного средства. Но согласно постановлению Верховного суда такое требование к владельцу машины незаконно. Дело в том, что в силу низкой гражданской сознательности, водитель, совершивший аварию, может сбежать с места происшествия.
Почему, в таком случае, за его действия должен отвечать человек, который не имеет никакого отношения к ДТП, хоть он и является хозяином машины? Даже если собственник машины написал генеральную доверенность на имя другого водителя, он не может отвечать за то, как он управляет автомобилем и нарушает ПДД. Если водитель сбежал с места аварии, а видеокамеры наблюдения смогли зафиксировать только автомобиль, по вине которого произошла авария, а не водителя в нем, собственника данного ТС могут привлечь к ответственности.
Рассмотрим пример. Водитель Смирнов Г.Б.
на переходе сбил пешехода Федорова И.О. Потерпевший получил серьезные травмы, и позже скончался в отделении реанимации. Страховщик согласно договору страхования ОСАГО оплатил семье потерпевшего расходы на похороны (25 тысяч рублей), но эта сумма не покрыла все расходы.
Позже родственники погибшего Федорова И.О. обратились в суд с иском о полном возмещении расходов, связанных с погребением, и выплате морального ущерба. Стоимость иска составляет 130 тысяч рублей.
Как оказалось, свой иск родственники подали против собственника автомобиля Сазонова П.Л, а не против лица, управлявшего ним во время аварии, то есть, Смирнова Г.Б.
Третьим лицом по делу проходит страховая компания, выплатившая родственникам покойного компенсацию в сумме 25 тысяч рублей.
Районный суд г. Тулы отклонил данный иск. Основанием для этого послужил тот факт, что владелец авто не совершал ДТП, а возмещение ущерба – обязанность виновного в аварии.
Но родственники покойного решили не останавливаться и подали апелляцию в областной суд.
В данном суде иск был частично удовлетворен, в результате чего владелец автомобиля должен частично компенсировать ущерб от аварии. Но с данным постановлением суда не согласился собственник автомобиля.
Он обжаловал решение областного суда в Верховном суде Российской Федерации. Согласно постановлению Верховного суда, возместить ущерб родственникам покойного должна страховая компания.
Размер компенсации составляет 475 тысяч рублей. Почему было принято именно такое решение? Верховный суд, изучив обстоятельства дела, установил, что водитель Смирнов Г.Б.
управлял автомобилем на законных основаниях, так как имел генеральную доверенность от владельца машины, Сазонова П.Л.
В дополнение ко всему, данный водитель был вписан в страховой полис ОСАГО. В правилах дорожного движения говорится о том, что фактом, подтверждающим наличие у водителя доверенности, является его данные в полисе страхования по ОСАГО. То есть, он не обязан постоянно возить с собой доверенность.
В Гражданском кодексе РФ отмечается, что возмещение ущерба возлагается на того человека, который пользуется источником повышенной опасности как его собственник, или на правах оперативного управления, или других законных основаниях (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Из всего вышеизложенного следует вывод, что отвечать за ДТП и его последствия должен человек, который управлял транспортным средством на момент аварии. Именно на основании данных выводов Верховным судом было отменено решение апелляционного суда.
Законным, в данном случае, является решение районного суда. Следует отметить, что в рассмотренном выше примере, родственники погибшего в аварии пешехода действительно имеют право на компенсацию по ОСАГО в размере 475 тысяч рублей. 25 тысяч рублей предусмотрены в таких случаях на захоронение.
В этой ситуации родственникам нужно было заявлять страховую компанию в качестве соответчика, а они, как нам известно, заявили ее в качестве третьего лица.
Именно поэтому сумма, которую они получили по решению суда, меньше суммы компенсации в несколько раз. Как итог – выплаты в размере расходов на судебные издержки. Что нужно делать дальше? После всех судебных заседаний и решений суда, истцы должны снова подать заявление в суд, но ответчиком должен быть непосредственно лицо, виновное в ДТП.
Страховая компания должна выступать в суде в качестве соответчика. Суд примет решение по поводу возмещения ущерба и определит того, кто именно заплатит данную компенсацию.
В каком случае наступает уголовная ответственность собственника авто за ДТП?
Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность виновника аварии за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть.
Преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения при управлении ТС, предусмотрены ст.
264 и ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ.
Также ст. 63 УК РФ предусмотрены отягчающие обстоятельства, применяемые к преступлениям, связанным с управлением автомобилем. К отягчающим обстоятельствам относятся:
- в результате ДТП погибли два и более человека;
- лицо, признанное виновным в аварии, неоднократно нарушало ПДД и ему назначалось административное наказание.
- управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
В том случае, если ДТП было спровоцировано умышленно, действия водителя будут квалифицироваться как убийство (ст. 105 УК РФ) или как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.
11 УК РФ). В данном случае все зависит от того, какими будут последствия аварии для потерпевших.
Если владелец авто и водитель, совершивший ДТП, не одно и то же лицо, уголовную ответственность понесет лицо, управлявшее автомобилем в момент аварии.
В ст. 5 УК РФ говорится о том, что субъектом преступления является тот гражданин, который управлял автомобилем и совершил ДТП (сбил пешехода, столкнулся с другим автомобилем, прочее). Юридическое лицо не может выступать субъектом преступления при ДТП. Когда наступает административная ответственность собственника авто при ДТП?
Статья 12 КоАП РФ полностью касается нарушений гражданами правил дорожного движения и их участие в ДТП. В данной статье говорится о том, что объективной стороной нарушения прав выступает причинение вреда здоровью легкой или средней тяжести.
Установить степень причинения вреда здоровью призвана медицинская экспертиза. Санкции за ДТП несут граждане, вина которых полностью доказана (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным в аварии признается гражданин, который управлял автомобилем во время аварии, и из-за действия или бездействия которого произошло ДТП.
В том случае, если момент аварии будет зафиксирован видеокамерами, владелец автомобиля может быть признан виновным в ДТП и понести за это административное наказание. В некоторых случаях когда владелец автомобиля, явившегося причиной ДТП, сумеет доказать свою невиновность, представив суду веские доводы, с него будет снято данное наказание.
Договор купли-продажи автомобиля не может быть признан веским доводом непричастности владельца авто к аварии. Если вы думаете, что показав в суде данный договор, вы сможете избежать наказания, то вы ошибаетесь. Договор купли-продажи еще не факт того, что у машины новый владелец.
Если машина не прошла перерегистрацию, то собственник у нее тот же, что и был до продажи.
Когда продается машина, новый владелец должен снять ее снять с регистрации в течение 10 дней.
Если этого не происходит, бывший хозяин обязан сам снять автомобиль с регистрации. Юридическое лицо (организация) не несет административное наказание при совершении ДТП.
В каком случае наступает гражданская ответственность владельца автомобиля при ДТП? Когда речь идет о гражданской ответственности при ДТП, то имеют ввиду возмещение материального и морального ущерба потерпевшим.
В Гражданском кодексе РФ говорится о том, что использование автомобиля создает повышенную опасность для окружающих людей (ст.
1070 ГК РФ). Собственник автомобиля, который стал виновником аварии, обязан возместить ущерб, только если он сможет доказать, что данная аварийная ситуация сложилась из-за независящих от него обстоятельств. Если юридическое лицо, использовавшее автомобиль, как источник повешенной опасности, стало участником ДТП, оно несет гражданскую ответственность. Виновным в аварии может быть признан владелец автомобиля, водитель, взявший машину в аренду или имеющий генеральную доверенность.
То есть, законным владельцем на момент аварии может быть признан не реальный собственник машины, а лицо, управлявшее ТС на основании указанных выше причин. С какого возраста наступает гражданская ответственность при ДТП?
По отношению к лицу, которое достигло 14 лет, наступает гражданская ответственность при ДТП. В том случае, если виновником аварии стал несовершеннолетний ребенок, отвечать за него будет его представитель.
В основном представителями несовершеннолетнего подростка являются родители (ст. 1073 ГК РФ). Как только ребенку исполнилось 14 лет, он также обязан возмещать на общих основаниях ущерб потерпевшим в аварии гражданам (ст. 1074 ГК РФ). Но стоит отметить, что подросток не сможет возместить ущерб, если он не имеет ни каких доходов.
В таких ситуациях ответственность на себя берут родители или опекуны подростка. Законные представители могут быть освобождены от ответственности при наличии доказательств их непричастности к подобному правонарушению.
Когда собственник ТС будет освобожден от гражданской ответственности? Причины, по которым владелец авто будет освобожден от гражданской ответственности согласно статье 1079 ГК РФ:
- форс-мажорные обстоятельства. Правоотношения будут прекращены в том случае, если возникнут чрезвычайные обстоятельства, преодолеть которые не представляется возможным;
- провокации со стороны потерпевшего, которые в результате привели к правонарушению;
- автомобиль виновника на момент совершения ДТП находился в угоне. От владельца авто требуется доказательство того факта, что на момент аварии машины у него не было.
В каких случаях владелец машины и виновник аварии вместе отвечают за правонарушение? Так называемая солидарная ответственность хозяина машины и виновника аварии встречается нечасто.
Если попытаться объяснить данную ответственность понятнее, то получается, что у потерпевшего появляется возможность самому определить лицо, которое будет возмещать ему ущерб. Также он может принять решение, что отвечать будут обе стороны.
В статье 1079 ГК РФ говорится о том, что в первую очередь виновным может быть признан водитель, который управлял автомобилем в момент аварии.
Это условие не срабатывает только в том случае, когда машина уже не принадлежит данному лицу. Так как бывший владелец авто совершил авария, то есть его вина доказана, на него будет возложен ответственность в долевом порядке. В данном случае особое значение имеет степень вины собственника.
Если в ДТП участвовало сразу несколько автомобилей, то владельцы машин, которые причинили вред потерпевшему, понесут групповую ответственность (п. 3 ст. 1079 ГК РФ). Солидарная ответственность в отношении владельца машины наступает в случае, когда виновник аварии погиб, машиной управлял ребенок, водителем является арендатором или юридическим лицом или если водитель сбежал с места аварии. Но ответственность наступит только в том случае, если вина собственника автомобиля будет признана судом.
Была ли Запись полезна? 26 из 34 читателей считают Запись полезной. Рубрики Наша группа Самое обсуждаемое Простыми словами о юридических вопросах.

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...