Учетная политика ндс 2023
Учетная политика для целей налогового учета. Составляем правильно
бухгалтер, юрист 10 декабря 2020 Учетная политика по налоговому учету — это документ, в котором утверждается выбранная организацией совокупность способов регистрации финансово-хозяйственных и фискальных операций. Должна сочетаться с бухгалтерской УП. Содержание Учетная политика по налоговому учету (УП) определяет порядок ведения учета и документооборота по операциям, связанным с формированием величины налогооблагаемых баз, совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и(или) расходов, их признания, оценки, распределения и учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика для налогового учета организации устанавливается перед началом деятельности — не позднее, чем через 90 дней после начала работы организации. При необходимости в нее вносят изменения и дополнения.
Рассмотрим основные моменты, которые следует учесть при формировании учетной политики для целей налогового учета. Давая рекомендации, мы будем использовать алгоритмы, предлагаемые программой «Конструктор учетной политики», предоставляемой правовой системой «КонсультантПлюс».
- Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
- Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.
- Для целей формирования информации по налоговому учету компания раскрывает в рамках указанного раздела данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
- Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
- Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
- Для структурной характеристики необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
- Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
- Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности компании, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
Каждая организация самостоятельно определяет, в какой форме составляют учетную политику для целей налогового учета.
Единого утвержденного шаблона не существует.
Главный принцип — перечислите все налоги и принципы их исчисления. Утверждает документ своим приказом руководитель.
Выглядит приказ так: ООО «PPT.ru» ПРИКАЗ об утверждении учетной политики для целей налогообложения 21.12.2020 № 27 Утвердить для применения с 01.01.2023 учетную политику для целей налогообложения (приложение к приказу). Генеральный директор Иванов Иванов П.С. Сам документ бывает как развернутым, так и лаконичным.
Типичный образец учетной политики для целей налогового учета на 2023 год (ОСНО) выглядит так: В сказано, что определена возможность внесения корректировок в налоговую учетную политику организации только в двух случаях:
- при изменении используемых методов учета.
- при изменении законодательства о налогах и сборах;
Изменить методы учета разрешено только с начала нового налогового периода, то есть с начала года.
А вот при изменении законодательства поменять учетную политику разрешается с момента вступления в силу новых норм.
От организации зависит, по какому принципу формировать налоговую учетную политику.
При появлении новых видов деятельности в нее необходимо внести изменения.
В середине налогового периода налогоплательщик вправе поменять учетную политику в двух случаях:
- компания начала осуществлять новый вид деятельности.
- изменилось законодательство, и эти изменения вступили в законную силу;
Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС. В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур.
Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью. Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев, согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При выборе «общего» метода организация закрепляет в учетной политике одну из предлагаемых дат — либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, то она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы.
В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты. Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и необлагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции.
Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота) и операций, облагаемых по ставке 0% (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0%).
Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5%» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями.
«Правило 5%» применяют те организации, у которых доля необлагаемых НДС операций незначительна. Если организация применяет «правило 5%», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию.
Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.
Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в общем объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией.
Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.
При выборе в качестве базового показателя «доли расходов» организация предусматривает в учетной политике создание специальной формы (регистра налогового учета). Рассмотрим пример учетной политики для целей налогообложения на 2023 год с НДС: Следующим моментом, связанным с ведением раздельного учета по НДС, является определение периода для расчета пропорции НДС, подлежащего вычету по основным средствам и нематериальным активам (НМА), принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала. На выбор организации предлагается определить указанное соотношение между облагаемым и необлагаемым оборотом по НДС либо на основании месячных данных, либо по итогам квартала.
Выбор варианта зависит от того, формирует ли организация данные о реализации товаров, работ, услуг ежемесячно или нет.
Если нет, то следует выбирать вариант на основании «квартальной» пропорции.
Выбор указанного порядка зависит от постановки в организации учетного процесса. Порядок ведения раздельного учета операций по реализации товаров, работ и услуг, облагаемых и необлагаемых НДС, предусматривается в учетной политике. По аналогии с вышеуказанным, такой учет выборно ведут либо на специальном субсчете, либо в отдельном регистре, либо любым иным способом.
Выбор варианта дается на усмотрение компании.
Чтобы быстро и правильно составить документ, используйте бесплатно конструктор учетной политики на 2023 год от экспертов КонсультантПлюс. Раздел прибыль в учетной политике заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль.
Для начала необходимо указать, каким образом формируется информация для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль:
- путем заполнения регистров бухгалтерского учета, дополненных при необходимости соответствующими реквизитами.
- путем заполнения специально разработанных регистров налогового учета;
Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.
Далее организация должна указать, какой отчетный период она применяет по налогу на прибыль — ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и ее желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом. Налоговая учетная политика должна отражать уплату ежемесячных авансовых платежей.
Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения ее должностных лиц. Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов.
Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.
Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).
Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам, либо иным обоснованным способом.
Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно. Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа.
Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:
- исходя из ставок по долговым обязательствам, подтвержденным методами, предусмотренными (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица).
- исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации). В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться.
Вариантов два:
- Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
- В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).
К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5.
О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.
Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.
Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учета прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня.
По желанию организации этот перечень может быть как максимально сокращен, так и максимально расширен. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учета. В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершенного производства (НЗП), либо в полном объеме учитывать в составе текущих расходов.
Выбор одного из вариантов остается полностью на усмотрение самой организации, исходя из имеющихся у нее принципов налогового планирования. Также организации необходимо раскрыть в учетной политике принципы распределения прямых расходов на НЗП. В зависимости от особенностей производственного процесса и на основании профессионального суждения должностных лиц, организация вправе выбрать любой из методов, предложенных в списке, либо утвердить собственный метод.
Допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции. Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, об этом факте следует указать в учетной политике.
Таким показателем является:
- выручка;
- материальные расходы;
- заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве;
- другой показатель, выбранный организацией.
Переходим к блоку, в рамках которого рассматриваются вопросы, связанные с учетом товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Для начала обратимся к учету товаров.
Обычно выбор в пользу того или иного способа формирования стоимости товаров зависит от того, каким образом их стоимость формировалась в бухгалтерском учете. Следующий момент — указание на метод оценки товара при его реализации.
Выбирается один из трех методов: по себестоимости единицы, по средней стоимости, метод ФИФО.
Допускается как применение единого метода по всем видам товаров, так и выбор индивидуального метода для каждой группы. В отношении сырья и материалов организация указывает способ их оценки при списании.
Предлагаются на выбор те же методы, что использовались для оценки товаров. Аналогично допускается применение различных методов оценки для различных групп сырья и материалов. В отношении малоценного имущества (материальные ценности длительного пользования, не относящиеся к категории амортизируемого имущества) организация должна указать, каким образом его стоимость включается в состав текущих расходов: единовременно (по аналогии с сырьем и материалами) либо равными долями в течение более чем одного отчетного перехода (исходя из срока полезного использования либо другого экономически обоснованного показателя).
Теперь обратимся к порядку учета амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств.
Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. Отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств приведет к разногласиям с контролирующими органами.
Раскрытие данной информации в учетной политике сопряжено с дополнительными рисками.
Если организация осуществляет свою деятельность в области IT-технологий и соответствует критериям, установленным , то она вправе выбрать вариант учета в составе расходов стоимости электронно-вычислительной техники: либо в составе материальных расходов, либо в виде амортизации.
Если выбирается вариант учета в составе материальных расходов, то включение в состав текущих расходов происходит повыборно либо единовременно, либо в определенных долях в течение более чем одного отчетного периода, исходя из срока эксплуатации или иного экономически обоснованного показателя. Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, ей необходимо указать, каким образом осуществляется амортизация невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация осуществляется либо из срока полезного использования арендованного основного средства, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения.
Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно. Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.
В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация устанавливает особый порядок определения срока полезного использования — с учетом срока эксплуатации у прежнего собственника. Указанный вариант не является обязательным. Организация вправе определить общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации).
В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов: линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный (ускоренное списание в первые годы эксплуатации). При нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.
Соответственно, выбирая нелинейный метод, перед организацией возникает необходимость раскрытия дополнительной информации. В частности, она может предусмотреть ликвидацию амортизационной группы с суммарным балансом менее 20 000 рублей (с единовременным переносом недоамортизированного остатка в состав внереализационных расходов) либо не делать этого (в этом случае амортизация начисляется до полного погашения стоимости). Выбор варианта полностью относится на усмотрение организации.
Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Ее применение (с учетом ограничений, налагаемых НК РФ) разрешено как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на ее увеличение. Возможно применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.
В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на ее увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае она применяется в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на ее применение).
Организации, у которых имеются основные средства, соответствующие критериям, приведенным в , вправе применять к нормам амортизации соответствующие повышающие коэффициенты. Если к основному средству применяется несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, организация должна выбрать только один.
Это — максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.
В отношении абсолютно любых основных амортизируемых средств организация устанавливает применение коэффициентов, понижающих норму амортизации.
В учетной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, и ссылку на документ, в котором приведен этот перечень.
Следующий блок данного раздела касается вопросов формирования резервов расходов. Организация вправе формировать резервы, приведенные в перечне, либо не формировать их.
При выборе в пользу «формировать» в учетной политике необходимо раскрыть дополнительную информацию. Организации, формирующие резерв на ремонт основных средств, дополнительно должны указать, осуществляют ли они накопление средств для проведения особо сложного и дорогого ремонта основных средств в течение более одного отчетного периода или нет.
Организации, формирующие резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, обязаны указать период, в течение которого они осуществляли реализацию товаров (работ) с гарантийным сроком. Размер этого срока, в зависимости от особенностей организации, составляет:
- 3 и более лет;
- менее 3 лет.
Эта информация необходима для расчета предельного процента отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Также в отношении резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание необходимо указать направление использования неизрасходованной части резерва, то есть переносится ли его остаток на следующий год или нет.
Выбор за организацией. Организации, формирующие резерв на отпуска, должны раскрыть методику его формирования: формируется ли он единым порядком по всей организации или осуществляется индивидуально по каждому сотруднику. Возможен свободный выбор любого из предложенных вариантов, исходя из принятой в организации схемы организации ведения учетного процесса.
Организации, формирующие резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет, должны предусмотреть критерий для уточнения его неизрасходованного остатка, переходящего на следующий отчетный год. Таким критерием является сумма вознаграждения, приходящаяся на одного работника, либо какой-либо иной, обоснованный организацией, способ. Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации.
На вопрос, касающийся критерия уточнения неизрасходованного остатка резерва, переходящего на следующий отчетный год, должны ответить и организации, формирующие резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. В качестве такого критерия выступают:
- другой экономически обоснованный показатель.
- процент от полученной прибыли;
- сумма, приходящаяся на одного работника;
Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации. Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.
Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учетной политике.
Вариант выбора основывается на профессиональном суждении уполномоченных сотрудников организации. В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен.
Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне.
Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. Допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.
В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО.
Они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги. Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция).
Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Организация выбирает самостоятельно.
Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это — территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. Если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора организации не предоставляется.
В отношении данного налога организации требуется в учетной политике только указать форму налогового регистра по учету начислений и удержаний по доходам физического лица, в отношении которого организация выступает в качестве налогового агента. Этот момент необходимо учесть, так как унифицированные формы налоговых регистров по НДФЛ отсутствуют, и организации утверждают их самостоятельно.
Данный раздел заполняют только организации, плательщики налога на имущества, у которых имеется несколько категорий имущества, налоговая база по которым определяется отдельно.
Речь идет об имуществе, расположенном на территории разных субъектов Федерации.
В связи с этим по одному и тому же типу имущества применяются разные налоговые ставки, установленные законами субъектов Федерации. В этом заключаются особенности применения учетной политики для налогов разных видов.
Вот вы и составили учетную политику в целях налогового учета!
на 2023 год Правовые документы бухгалтер, юрист В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право.
Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год.
Пишу статьи с 2012 года Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ Подписывайтесь на наш канал в Telegram Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен Узнавайте важные новости вовремя!
Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 — 2023 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования . Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт.
Ошибка на сайте Сообщение должно быть длинной не менее 10 символов Удаление аватара Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию? Выход Вы уверены, что хотите выйти?
Как составить учётную политику на 2023 год
До начала нового года необходимо утвердить учётную политику на следующий. Но в реальности руки главбуха часто доходят до этого только после сдачи годового отчёта. Рассматриваем правила составления учётной политики и рассказываем, что нужно поменять в 2023 году.
В конце статьи — примеры учётных политик для разных отраслей.Каждая коммерческая организация должна разработать и утвердить правила ведения бухгалтерского и налогового учёта под свои особенности деятельности. За разработку учётной политики (УП) обычно отвечает тот, кто ведет бухгалтерию: главбух или внешний аутсорсер.
Утверждает УП руководитель организации:
- для налогового учёта — не позднее срока окончания первого налогового периода.
- для бухгалтерского учёта — не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации;
Положением о бухгалтерском учёте ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» определено, что в УП необходимо утвердить следующие составляющие.
- Рабочий план счетов бухгалтерского учёта — выбранный из общего Плана счетов перечень синтетических и аналитических счетов, которыми организация действительно планирует пользоваться. Неиспользуемые счета и субсчета стоит исключить. Если организация относится к субъектам малого предпринимательства и имеет право на применение упрощённых способов бухгалтерского учёта, синтетические счета можно объединять.
Подробнее об этом читайте в .
- Правила документооборота и технологию обработки учётной информации: кто и какие первичные документы составляет и подписывает, количество составляемых экземпляров, порядок и сроки передачи документов между исполнителями, какие документы составляются в бумажном виде, а какие в электронном.
- Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Определите перечень имущества и обязательств, которые вы будете проверять, установите ситуации, в которых проводится инвентаризация и сроки проверки, утвердите перечень первичных документов, которые будете использовать для оформления инвентаризации, и распишите процедуру проведения инвентаризации от приказа руководителя и создания инвентаризационной комиссии до утверждения инвентаризационных описей.
- Способы оценки активов и обязательств. Если бухгалтерские стандарты допускают выбор из альтернативных методов оценки или самостоятельную разработку метода, в УП нужно закрепить этот выбор. Определите какой способ оценки вы будете применять для запасов при их списании в производство или реализации: ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы запасов.
Выберите методы амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный, уменьшаемого остатка или пропорционально объему выпуска. И так по всем видам активов и обязательств.
- Порядок контроля за хозяйственными операциями.
Здесь нужно предусмотреть, какие контрольные мероприятия будет проводиться и кто отвечает за них. В крупном бизнесе это может быть служба внутреннего аудита, на малом предприятии — руководитель и главный бухгалтер. В УП утверждается порядок формирования комиссии по приёму и списанию основных средств, перечень лиц, ответственных за бланки строгой отчётности, список материально-ответственных работников и сотрудников, которые могут подписывать доверенности от имени организации.
- Формы первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.
Если планируете пользоваться только унифицированными формами первички — укажите это.
Если в соответствии со статьей 9 закона «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ разрабатываете свои формы — приведите их в приложениях к УП. Если будете сдавать бухгалтерскую отчётность по упрощённым формам — не забудьте упомянуть об этом.
- Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта. Это любая информация, которая имеет значение для организации учёта, но не раскрыта в предыдущих пунктах.
Например, периодичность составления бухгалтерской отчётности или применяемые программные продукты.
Формировать УП для целей налогообложения обязаны налогоплательщики, которые применяют ОСНО. Упрощенцам этот документ важен, когда нужно выбирать способ учёта конкретных операций при применении УСН или ЕСХН. УП для целей налогообложения предполагает выбор из возможных вариантов налогового учёта, предложенных законом, например:
- метод определения доходов и расходов (кассовый или начисления);
- выбор других показателей, без которых учёт будет неполным или неверным. Например, показателя для расчёта доли прибыли по обособленному подразделению.
- способы признания, оценки и распределения доходов и расходов;
Пример 1.Организация в бухучёте применяет унифицированные бланки документов, а налоговый учёт ведет в самостоятельно разработанных регистрах.
Поэтому в её УП будет записано: «Налоговый учёт ведётся обособленно от бухгалтерского в аналитических регистрах налогового учёта, разработанных организацией самостоятельно. Перечень регистров налогового учёта и их формы приведены в приложении № 1 к Учётной политике для целей налогообложения».Также в УП для целей налогообложения определяется порядок налогового учёта в тех случаях, когда Налоговый кодекс отдаёт его «на откуп» налогоплательщику. Например:
- состав прямых расходов, уменьшающих выручку от реализации;
- порядок формирования стоимости незавершенного производства;
- организация раздельного учёта при исчислении НДС.
Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта.
В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику. И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения.
Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).
- Не детализируйте рабочий план счетов подробнее субсчетов. Аналитические счета часто меняются в течение года. В этом случае реальный учёт не будет соответствовать рабочему плану счетов.
- Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется. Исключите неприменяемые документы из перечня обязательных для составления. Помните: аудиторы и налоговые инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые в УП документы.
- Не описывайте правила учёта гипотетически возможных направлений бизнеса, которых нет на начало года. При открытии новых направлений всегда можно внести изменения в УП с даты начала деятельности по ним.
- Не описывайте методы учёта, однозначно определенные законодательством. Нет смысла описывать ставки налогов или расписывать как работает линейный способ амортизации.
- Не нужно составлять новую учётную политику каждый год. Достаточно при необходимости редактировать пункты, которые действительно изменились.
Правилам внесения изменений в УП в целях бухгалтерского учёта посвящён третий раздел ПБУ 1/2008.
Корректировать учётную политику нужно, если:
- существенно изменились условия хозяйствования организации, например, произошла реорганизация или изменились виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента изменения условий хозяйствования;
- изменилось законодательство или бухгалтерская нормативка. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
- организация разработала новый способ учёта, который повышает качество бухгалтерской информации. Изменения в УП действуют с начала следующего года.
Пример 2.C 1 января 2023 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот факт нужно отразить в УП организации следующим образом.
- Указать какие отступления от требований стандарта будут использоваться, если организация имеет право на такие отступления. Например, пункт 2 ФСБУ 5/2019 разрешает не применять стандарт для запасов, которые предназначены для управленческих нужд, и списывать их стоимость на расходы периода. Если такое решение принято, нужно отразить его в учётной политике.
- Скорректировать правила признания и оценки запасов в соответствии с новым стандартом. Например, если незавершенное производство в 2020 году оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, нужно выбрать другой метод, так как в ФСБУ 5/2019 этот способ отсутствует. То же относится к списанию общехозяйственных расходов на себестоимость выпуска.
- Выбрать метод перехода на новый стандарт. Пунктом 47 ФСБУ 5/2019 предусмотрен ретроспективный (корректировка входящих остатков по новым правилам как если бы новый стандарт применялся всегда) и перспективный (новые правила применять только к новым фактам хозяйственной деятельности) варианты перехода.
- Исключить упоминание нормативных актов, которые утратили силу: ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н).
В соответствии со ст.
313 НК РФ, корректировать учётную политику для налогового учёта нужно, если:
- изменились методы учёта. Изменения в УП действуют с начала следующего года.
- изменилось законодательство о налогах и сборах. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
- появились новые виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента появления новых видов деятельности;
Пример 3.С 1 января 2023 года действует дополнение к ст. 288 НК РФ о том, что если налогоплательщик применяет пониженные ставки налога на прибыль и у него есть обособленные подразделения, нужно определять долю прибыли каждой обособки для каждой налоговой базы отдельно.
Поэтому в УП необходимо внести дополнительный пункт о выборе показателя для расчёта:
- расходы на оплату труда.
- среднесписочная численность;
Вот что нужно сделать для изменения учётной политики на 2023 год.
- Проверить, были ли в деятельности организации изменения, которые требуют правки учётной политики.
- Установить с какой даты изменения начинают действовать в организации.
- Утвердить изменения и дополнения приказом руководителя организации. Приказ можно составить в произвольной форме, например .
Если изменений много, можно утвердить не отдельные пункты учётной политики, а учётную политику в новой редакции.
- Проанализировать изменения законодательства и определить, какие из них имеют отношение к организации.
- Сформулировать текст изменений и дополнений со ссылкой на пункт нормативного документа.
Изменения необходимо закрепить приказом или распоряжением руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Примеры приказов и вариантов учётной политики доступны по ссылкам:
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
- ;
Кстати, в встроен конструктор учётной политики, который помогает сформировать УП для бухгалтерского и налогового учёта, подходящую для вашего налогового режима.
Готовую УП можно скачать, распечатать, утвердить у руководителя и хранить в организации. Теги: Пост написан компанией Это авторский материал. Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано.
Создайте свой блог, выскажитесь и станьте суперзвездой «Клерка» «Моё дело» – лидер в области бухгалтерского учета по модели SaaS в России. С 2009 года мы закрываем потребности бизнесменов по ведению бухгалтерии.

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...