Главная - Другое - Словооразование упражнения задания

Словооразование упражнения задания

Словооразование упражнения задания

Игры и упражнения для формирования словообразования материал по логопедии (подготовительная группа) по теме


Задания и игровые упражнения по формированию словообразованияI. Образование названий профессийа) словообразование существительных мужского рода с суффиксом –щик-.Игра «Назови профессии» (по картинкам).Речевой материал: барабанщик, угольщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.б) словообразование существительных мужского рода с суффиксом –чик-: летчик, грузчик, переплётчик, переводчик, водопроводчик, разведчик, ракетчик, миномётчик, зенитчик;в) словообразование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами –ниц-, -иц-: художник- художница, работник – работница, проводник – проводница, учитель – учительница, писатель – писательница, певец – певица.1. Игра «Назови профессии» (по картинкам).Детям предлагалось ответить на вопросы: Кто носит багаж? Носильщик. Кто сваривает трубы?

Сварщик. Кто вставляет стекло? Стекольщик. Кто работает на кране?

Крановщик. Кто укладывает камни? Каменщик. Кто точит ножи? Точильщик. Кто чинит часы? Часовщик. Кто работает на экскаваторе?

Экскаваторщик.2. Игра «Как назвать того, кто…?»Детей просили назвать того, кто…: — утром делает зарядку (физкультурник, спортсмен);- на паровозе ездит (машинист);- песни сочиняет (композитор);- играет на рояле (пианист);- всё ломает (хулиган);- водит самолёты (лётчик, пилот);- кто такой полководец?3.

Игра «От каких слов получились названия профессий?»Речевой материал: каменщик, лётчик, таксист, тракторист, связист, танкист, учитель, водитель.4. Игра «Назови спортсмена».Детям было дано задание назвать спортсмена, который играет: в хоккей, в футбол, в баскетбол, в волейбол, в шахматы.II.

Дифференциация глаголов с приставками1.

Игра-лото «Найти действие».У детей карточки с картинками, изображающими действия. Назывались слова, обозначающие действия, дети закрывали соответствующую картинку фишкой.

Затем детей просили назвать действие и придумать предложение с этим словом.

Речевой материал: входит – выходит, подлетает – отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает, залезает – слезает.2.

Игра «Найти общую часть в словах» (по картинкам).Детям были предложены картинки: переходит – перебегает, наливает – выливает, подходит – подбегает, подходит – уходит, подлетает – отлетает.

Задание: назвать общую часть. III. Образование притяжательных прилагательных1.

Словообразование с помощью суффикса –и- с чередованием в корне.Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.2.

Игра «Ералаш».Использовались картинки с изображением животных, разрезанных на три части. Детям раздавались части разрезанных картинок.

На доску была выставлена одна из частей, какой-либо картинки, например, изображение туловища животного.

Дети находили у себя изображения других частей (головы, хвоста).Они должны были правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляли целое изображение животного. IV. Образование относительных прилагательныхСловообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н- -ян-, -ск-, -енн- и др.1.

Игра «Что из чего сделано?»У детей карточки лото с изображением различных предметов (приложение ).

Назывался предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находили изображение этого предмета. Тот, у которого на карточке есть изображение этого предмета, должен был назвать словосочетание прилагательного и существительного, то есть ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выиграл тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.Речевой материал: стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический, ведро из железа – железное, ваза из хрусталя – хрустальная, чашка из фарфора – фарфоровая, платье из шелка – шелковое, коробка из картона –картонная, шарф из шерсти – шерстяной, булка из пшеницы – пшеничная, хлеб из ржи – ржаной, варенье из вишни – вишнёвое, дорога из песка – песчаная, сумка из кожи – кожаная, мяч из резины – резиновый, шуба из меха – меховая, крыша из соломы – соломенная, игрушка из пластмассы – пластмассовая, труба из кирпича – кирпичная, подушка из пуха – пуховая, одеяло из ваты – ватное, салфетка из бумаги – бумажная, сарафан из ситца – ситцевый, кувшин из глины – глиняный, погреб из камня – каменный, шинель из сукна – суконная.2. Игра «Правильно назови листья».Детям были даны листья (гербарий) и предлагалось правильно их назвать. Речевой материал: лист дуба – дубовый, лист берёзы – берёзовый, лист липы – липовый, лист рябины – рябиновый, лист осины – осиновый, лист клёна – кленовый, лист яблони – яблоневый, лист смородины – смородиновый, шишка из сосны – сосновая, шишка из ели – еловая, серёжка из ольхи – ольховая.V.

Образование качественных прилагательных1. Игра «Скажи, какой?»Детям предлагалось назвать оттенки цветов.Речевой материал: сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый.2. Игра «Сравни предметы».Задание: послушать предложения, сравнить предметы и закончить предложения.Речевой материал: апельсин большой, а арбуз ещё больше, клубника маленькая, а смородина ещё …, дыня сладкая, а арбуз ещё …, персик мягкий, а вишня ещё …, яблоко твёрдое, а айва ещё …, груша вкусная, а ананас ещё …, дерево высокое, а башня ещё …, куст низкий, а трава ещё …, клён толстый, а дуб ещё …, рябина тонкая, а камыш ещё …, шар лёгкий, а пушинка ещё …, сумка тяжёлая, а чемодан ещё …, диван мягкий, а подушка ещё …, дерево твёрдое, а железо ещё …, лёд прозрачный, а стекло ещё …, лента узкая, а нитка ещё …, шнурок длинный, а нитка ещё …, линейка короткая, а карандаш ещё …, волк большой, а медведь ещё …, олень высокий, а жираф ещё …, медведь тяжёлый, а слон ещё ….3.

Игра «Ответь на вопрос «Как?»Речевой материал: утром светло, а днём (как?) ещё светлее; вечером темно, а ночью ещё …; осенью холодно, а зимой ещё …; в пальто тепло, а в шубе ещё …; весной солнце светит ярко, а летом ещё …; весной птицы поют звонко, а летом ещё …; поезд едет быстро, а самолёт летит ещё …; черепаха ползёт медленно, а улитка ещё ….

Морфемика и словообразование.

Практикум

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ.

Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание от­дельных заданий предполагает, что учащиеся долж­ны уметь установить состав слова.

Порядок морфемного разбора 1. Определите часть речи. 2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение. 3. Укажите основу слова — часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

4. Выделите приставки (если они есть), подбе­рите слова с другим корнем, но с этими же при­ставками.

‘5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами. 6. Выделите корень. 7. Запишите графическую схему слова.

Особое внимание следует обратить на звук -}-, который может быть скрыт в орфографической записи.

Например, в слове вязание выделяется суф­фикс -ниj-, а в слове братья — словоизменитель­ный суффикс -j-, образующий форму множествен­ного числа.

1 В лингвистике звук [й], скрытый в орфографичес­кой записи, принято обозначать без транскрипционных скобок буквой j: гeниj-я, со-тряс-ениj-е. Это позволяет не загромождать запись лишними условными знаками.

Приведем пример рассуждения в процессе мор­фемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суф­фикс отглагольного существительного -ениj- (от­мечаем также историческое чередование в корне д — жд).

Правильность выделения суффикса мож­но подтвердить аналогичными словообразователь­ными парами (судить — суждение, терпеть — тер­пение и т.п.).

Глагол освободить «сделать свобод­ным» образован от существительного свобода — сле­довательно, в нем выделяются приставка о- и суф­фикс и- (долг — о-долж-и-ть, звук — о-зеуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообра­зовательная цепочка освобожд[-ений-э] — о-свобо-д-и-ть -> свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобож-д-ени-е.

Типичные трудности морфемного анализа (комментарий для учителя) Различение нулевого окончания и отсутствия окончания. Для наглядности можно указать груп­пы неизменяемых слов (т.е.

таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная сте­пень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах. Разграничение омонимичных морфем.

Причиной ошибки при выделении флексии может стать омо­нимия морфем: по нов-ому мосту (окончание при­лагательного) — сделать по-нов-ому (суффикс на­речия); Небо светл-о и прекрасно (окончание крат­кого прилагательного) — Здесь светл-о (суффикс слова состояния); заниматься бег-ом (окончание существительного) — мчаться бег-ом (суффикс на­речия).

Разграничение морфем опирается на раз­личение слов различных частей речи.

Словоформы, оканчивающиеся на й, -ий. Мо­жет вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохо­жий).

Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других слово- формах. Если [j] не сохраняется, он входит в окон­чание: прохожий — прохож-его — прохож-ему (ос­нова прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей — друзьjя — друзьjям (основа друзей); волчий — волчьjего — волчьjему (основа волчий) Связанные корни.

Некоторые корни не употреб­ляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, npo-ул-ок, ул-очк-а поз­воляет выделить корень -ул-.

В словах на-де-тъ, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-.

Близкородственные слова — это слова семанти­чески близкие, поэтому отсутствие смысловой бли­зости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, тор­говать и восторг, победить и беда, хотя этимологи­ческий анализ показывает их историческое родство. Исторические чередования. Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важ­нейшие из которых должны быть известны учащим­ся (например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка).

Определение семантики приставок и суффиксов.

Значение словообразовательных аффиксов выявляет­ся при сопоставлении ряда слов, образующих опре­деленную словообразовательную модель.

Так, срав­нение словообразовательных пар виновник — винов-н-иц-а, мастер — мастер-иц-а, царь — цар-иц-а по­зволяет выделить суффикс -ий- со значением лица женского пола, a в парах лужа — луж-иц-а, книга — книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшитель но-ласкательным значением.

Суффикс -ий- (-]•). Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагатель­ных -ий- (-J-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий, который часто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский.

В формах мужс­кого рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа — суффикс, -j- и оконча­ние: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-e, заяч-j-u. Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического со­става слова.

Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить со­ответствующие примеры в материал для повторе­ния: 1) ворон — вороньё [-j-o] — суффикс со значени­ем собирательности; 2) плясун — плясунья [-j-a] — суффикс со значе­нием лица женского пола; 3) зимовать — зимовье [-j-э] — суффикс со зна­чением места действия; 4) стул — стулья [-j-a] — формообразующий суф­фикс со значением множественного числа. Чередование к\\ оч — одно из самых частот­ных в русском языке — наблюдается не только в корне, но и в суффиксе.

Показать различие в мор­фемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например: кочк(а) — нечленимая основа; кадк(а) —> кадоч-к(а); кость( ) —» кост-очк(а); тетрадъ( ) —» тетрад-к(а) —> тетрад-оч-к(а); желудок —> желудоч-н(ый); карт(а) —> карт-очн(ый); ель —> ел-к(а) —> ел-оч-н(ый).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1.

Объясните: почему морфемный анализ начи­нается с определения части речи слова? 2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами. . 3. В чем особенность выделения основы в сло­вах, оканчивающихся на -ей, -ий!

4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования?

5. Приведите примеры слов с нулевыми формо­образующими и словообразовательными суффик­сами. 6. Почему в некоторых случаях при морфем­ном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографичес­кой записи слова? Приведите примеры слов с суф­фиксом -j-.
Приведите примеры слов с суф­фиксом -j-.

УПРАЖНЕНИЯ№5 1. С помощью словообразовательных цепочек по­кажите различия в морфемном составе слов: 1) законность, готовность; 2) центральный, вязальный; 3) столярничать, сотрудничать. 2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объяс­ните ответ. 1) Воротник, задачник, ночник.

2) Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Ключевое понятие словообразования — произ-водность. Суть механизма словообразования составляет соотношение производных и производящих слов.

В каждом производном слове материально представ­лено или все производящее слово, или его основа: диспансер -> диспансер-изова-(ть); удивленн(ый) -> удивленн-о.

Кроме того, значение производного слова определяется значением производящего: садик «не­большой сад», волейболист «тот, кто играет в волей­бол».

Производные слова в русском языке образова­ны различными способами. Способы словообразования Морфологи­ческий Префик- Суффик- Префиксально- Безаффикс- Основосло- Аббреви- сальный сальный суффиксальный ный жение ация Морфолого-синтаксический Лексико-синтаксический Лексико-семантический 1.

Все разновидности морфологического спосо­ба образования слов довольно обстоятельно изуча­ются в средней школе. Остановимся лишь на без-аффиксном (бессуффиксном) способе. Это — обра­зование новых слов без добавления суффикса: ши-.

рокий — ширь, глубокий — глубь, поливать — полив, выходить — выход. Не все ученые признают существование безаффиксного способа словообразования.

Так, В.В. Ло­патин, Е.А. Земская считают, что в словах типа ширь, даль, бег, поворот следует выделять нулевой словооб­разовательный суффикс.

Этот способ словообразо­вания предложили называть нулевой суффиксацией. 2. Морфолого-синтаксический способ — появле­ние новых слов в результате перехода одной части речи в другую. Употребляясь в качестве другой части речи, слово изменяет лексическое значение и грам­матические признаки.

В современном русском языке наблюдается: 1. Переход имен прилагательных и причастий в имена существительные (субстантивация): больной человек (прил.) — принимает больного (сущ.), раненый боец (прил.) — принесли ране­ного (сущ.).

2. Переход числительных в имена прилагатель­ные: первый звонок (числ.) — первый матема­тик в классе (прил.).

3. Переход причастий в прилагательные: рассе­янные семена (прич.) — рассеянный взгляд (прил.), изысканные деньги (прич.) — изыскан­ные манеры (прил.). 4. Переход деепричастий в наречия: стоя на одной ноге (дееприч.) — ехать стоя (нареч.), сидя на земле (дееприч.) —разговаривать сидя (нареч.). 5. Переход имен существительных в наречия: за­ниматься бегом (сущ.) — не догнать бегом (на­реч.), любоваться весной (сущ.) — вернуться вес­ной (нареч.).

3. Лексико-синтаксический способ — сращение ком­понентов словосочетания в одно слово: сего дня — се­годня, сумасшедший — сумасшедший; быстро раствори­мый — быстрорастворимый. 4. Лексико-семантический способ — появление новых слов в результате распада многозначного слова на омонимы: крепость вина — старая кре­пость, набрать ягод — набрать текст, состояние здо­ровья — скопить состояние. После повторения способов словообразования напоминаем схему словообразовательного анализа.

1. Дать толкование лексического значения слова. 2. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано, выделить производящую ос­нову.

3. Выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

4. Построить словообразовательную цепочку. 5. Определить способ словообразования. При­вести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем. Приведем примеры словообразовательного ана­лиза. БЕЗДОННЫЙ 1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий». 2. Образовано от слова дно. Производящая ос­нова — -дон- (чередование нуль звука — о).

2. Образовано от слова дно. Производящая ос­нова — -дон- (чередование нуль звука — о).

3. Образовано с помощью приставки без- и суф­фикса -я-. 4. Дно —> бездонный. 5. Слово образовано приставочно-суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесха­рактерный).

НАДПИСЬ 1. Существителыюе надпись означает «короткий текст на чем-либо». 2. Образовано от глагола надписать. Произво­дящая основа — надписа.

3. Образовано отсечением суффикса -а- (по другой точке зрения — с помощью нулевого сло­вообразовательного суффикса).

4. Писать —> надписать —> надпись.

5. Слово образовано бессуффиксным способом (по другой точке зрения — способом нулевой суффиксации) (запись, вывод, покос). Обращение к сложным случаям словообразова­тельного анализа поможет ученикам избежать воз­можных ошибок при выполнении тестовых зада­ний.

Существительные типа вход, поход, взлет часто ошибочно относят к словам, образованным при­ставочным способом (по аналогии с ходить — вхо­дить, лететь — взлететь). В качестве производя­щей основы указанных слов выступает глагольная основа, уже имеющая приставку, присоединенную на предыдущем шаге словообразования: ходить —> входить —> вход; лететь —> взлететь —> взлет. В современном словообразовании в рассматри­ваемых словах выделяют нулевой словообразова­тельный суффикс.

Для его выделения необходимы два условия: 1) слово должно быть производным; 2) должно быть словообразовательное значение, которое в аналогичных словах представлено мате­риально выраженным суффиксом: широкий —> ширь, широкий —> шир-ин-а.

Нулевой словообразовательный суффикс чаще всего встречается в именах существительных: 1) со значением абстрактного действия: ходить —> ходО, взлетать —> взлетО; 2) со значением абстрактного признака: широ­кий —> ширьО, зеленый —> зеленьО; 3) со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию: запасать —> запасО, наки­петь —> накипьО; вода + падать —> водопадО. Наличие в структуре слова приставки и суффикса далеко не всегда свидетельствует о том, что слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Например, наречия типа бесчувственно, безболезненно, досрочно ошибочно относят то к приставочному, то к приставочно-суффиксалыюму способу образова­ния. Обращаем внимание учеников на то, что про­изводящей основой для наречия в подавляющем большинстве случаев является основа имени при­лагательного: бесчувственный) —> бесчувственно, без-болезненн(ый) -> безболезненно, досрочн(ый) —> досроч­но.

Обращаем внимание учеников на то, что про­изводящей основой для наречия в подавляющем большинстве случаев является основа имени при­лагательного: бесчувственный) —> бесчувственно, без-болезненн(ый) -> безболезненно, досрочн(ый) —> досроч­но.

Все эти наречия образованы суффиксальным способом.

Слова железобетонный, водопроводный, рыболовст­во и др. часто ошибочно относят к способу основосложения, однако это суффиксальные образова­ния от соответствующих сложных слов: железобе­тон —> железобетонный, рыболов —> рыболовство. Можно указать на то, что сложение основ произо­шло на предыдущей ступени словообразования, а на данной ступени новое слово образуется с помощью суффикса: сер(а) + водород —> сероводород —> серо­водородный.

С другой стороны, от слов первого типа следует отличать единицы, образованные сложением основ с одновременным присоединением суффикса: черн(ая) смородин(а) —> черносмородинный; пили(пгь) лес -> лесопилка и т.п. Поскольку суффикс -у- виден только в фонети­ческой записи, многие слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, ошибочно относят к приставочному способу.

Обратите вни­мание на типичные словообразовательные модели: БЕЗ (БЕС) + J: дело —> бездельjе; дорога —> бездорожьjе; деньги —> безденежьjе.

ВЗ (ВС) + J: море —> взморьjе; холм —> всхолмьjе. ЗА + J: гора —> загорь/е; Карпаты —> Закарпатьjе; Байкал —> Забайкальjе. ПО + J: берег —> побережjе; Волга —> Поволжьjе.

ПРИ + J: море —> приморjе; Карпаты—> Прикарпатьjе. ПЕРЕ + J: путь —>nepenymьje. РАЗ (РАС) + J: путь —> распуть/е.

Слово может иметь не одно, а два (реже три и более) производящих. Это явление встречается сре­ди имен существительных, прилагательных, глаго­лов и наречий. Например, наречие неаккуратно может быть мотивировано наречием (аккуратно —> не-аккуратно — приставочный способ) или прила­гательным неаккуратн(ьш) —>неаккуратн-о — суф­фиксальный способ).

Ср. также: аккуратность —> не-аккуратность или неаккуратн(ый) —> неаккурат-н-ость ;колено—> на-колен-н(ый) —> наколенн-ик или колено —> на -колен-ник. Разумеется, подобные примеры не должны встречаться в тестовых заданиях.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1.

Какое слово пропущено в словообразователь­ной цепочке? 1) Тесный —> теснить —> притеснить —>.

—> при—теснительница; 2) шнур —> шнуровать —>зашнуровать —>.—> за-шнуровывание; 3) страховать —> перестраховать —> .

—> перестраховочный. Ответ: 1) притеснитель, 2) зашнуровывать, 3)перестраховка 2.

Объедините слова в словообразовательные це­почки. Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, про­печь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекать­ся, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.

Ответ: печаль —> печалить —> опечалить —> опе­чалиться; печать —> печатать —> отпечатать —> отпе­чаток; печь—> пропечь—> пропекать —> пропекать­ся; петь —> запеть—> запевать —> запевала.

3. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Ответ: дел(о) —> без-дель-[й]-(е) — приставочно-суффиксальный способ; весел(ый—>) весельj-(е) — суффиксальный способ; бог(а) моли(ть) —> бог-о-моль-[й]-е — сложение основ с суффиксацией.

Итак, изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразова­ния и словоизменения, связи между значением и структурой слова, закладывает теоретическую осно­ву для применения многих орфографических правил.

Обращение к типичным и сложным случаям мор­фемного и словообразовательного разбора поможет избежать возможных ошибок, расширит лингвисти­ческий кругозор наших учеников и подготовит их к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку. ЛИТЕРАТУРА 1. Баранов М. Т., Ипполитова НА., Ладыженская ТА., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред.

Баранова М.Т. М., 2001. 2. Копелиович А.Б.

Правило йотированной бук­вы при морфемном анализе // Русский язык в шко­ле, 2000, № 4. 3. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоре­тический курс для школьников: http://www.gramota.ru.

4. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977. 5. Милославский И.Т. Как разобрать и собрать слово. М., 1993. 6. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984. 7. Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные ма­териалы по русскому языку для подготовки к экза­менам.

Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные ма­териалы по русскому языку для подготовки к экза­менам. М.: ACT, 2004. 8. Текучее А. В.

Методика русского языка в сред­ней школе. М, 1980. 9. Тихонов A.M., Лагутова Е.И. Множественность словообразовательной структуры наречий // Рус­ский язык в школе, 1978, № 6.

10. Шанский Н.М. Основы словообразователь­ного анализа.

М., 1953 СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ .

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообра­зовательных единиц русского языка. М.: Астрель, 2005. 2. Ким О.М., Островкина Е.И. Словарь грамма­тических омонимов русского языка.

М.: Астрель, 2004. 3. Потиха З.А.

Как сделаны слова в русском язы­ке. Л., 1974. 4. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1999. 5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка.

В 2 т. М.: Русск. яз., 1990. 6.

Тихонов А.Н. Школьный словообразователь­ный словарь русского языка.

М, 2005. 7. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь.

М., 2002.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование

Боцулко Оксана

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разных размеров.Логопед показывает ребенку большой предмет и говорит: «Это стол». Ребенок должен найти картинку с таким же предметом, но меньшего размера и назвать ее ласково. Если ребенок затрудняется,логопед уточняет: «Большой – стол, а маленький?

Как мы его ласково назовем?»Ребенок отвечает: «Столик» и т. п. Лексический материал: Стол – столик, стул – стульчик, коробка – коробочка, ухо – ушко, глаз – глазик, нос – носик, ковер –коврик, гнездо – гнездышко, рука – ручка, яблоко – яблочко, кошка – кошечка, мяч – мячик, огурец – огурчик, скворец – скворушка, птенец – птенчик, и др. • Игра «Угадай, чьи это вещи» Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Ход игры: Детям предлагаются картинки,на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, дочка в шубе, папа в шляпе, дедушка в пиджаке и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, пиджак и др.).

Сначала дети рассматривают картинки.

Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет,например: Это платок бабушки – это бабушкин платок; Это халат мамы – это мамин халат; Это шуба дочки – это дочкина шуба и т. д.). • Игра «Угадай, чей это хвост» Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Ход игры: На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.Дети должны правильно составить предложение: «Это хвост лисы, значит это лисий хвост» или «Это хвост зайца, значит, это заячий хвост» и т.

д. • Игра «У кого кто или найди маму для детеныша» Цель игры: Научить детей употреблять в речи названия детенышей животных. Ход игры: Ребенку предлагается от 8 до 16 картинок, на которых изображены взрослые животные (дикие или домашние) и их детеныши.Логопед дает ребенку задание: «Найди маму для детеныша и скажи, у кого кто?»Ребенок совмещает правильно картинки и говорит: «У кошки – котенок» и т.

д. Лексический материал: Кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, крольчиха – крольчонок, волчица – волчонок, лиса – лисенок, медведица – медвежонок, зайчиха – зайчонок, львица – львенок, тигрица – тигренок, лягушка – лягушонок, ежиха – ежонок, мышь – мышонок, верблюдица – верблюжонок и др.

• Игра «Большой – еще больше» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с пренебрежительно-увеличительными суффиксами. Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разного размера.Логопед показывает ребенку любой предмет и говорит: «Это большой хвост». Ребенок находит аналогичную картинку, на которой изображен тот же предмет, но большего размера.

«А этот хвост еще больше». Логопед показывает, как правильно нужно образовать слова: ХВОСТ – ХВОСТИЩЕ. Далее ребенок должен сам образовывать словас пренебрежительно-увеличительными суффиксами: КУЛАК – КУЛАЧИЩЕ, НОГА – НОЖИЩА, РУКА – РУЧИЩА, НОС – НОСИЩЕ и т. д. Если ребенок назвал картинку правильно, он забирает ее себе.

Выигрывает тот, у кого больше картинок. • Игра «Эхо» Цель игры: Научить детей образовывать сложные слова.

Ход игры: Ребенку предлагается образовать новые слова от двух других слов, например, листья падают –листопад; сам ходит –самоход; снег падает –снегопад; мед носит –медонос; вода падает –водопад; звонит попусту –пустозвон; звезды падают –звездопад; сено косит –сенокос; разводит сады –садовод; везде ходит –вездеход; разводит леса –лесовод; база для нефти –нефтебаза; перевозит лес –лесовоз; ходит на атомной энергии –атомоход; сам летит –самолет; пыль сосет –пылесос; воду возит –водовоз.

• Игра «Как назвать того, кто…» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные мужского рода с суффиксами –щик-, –чик-; женского рода с суффиксами –ниц-, -иц. Ход игры: Для игры ребенку предлагаются картинки с изображением людей разных профессий.Логопед показывает ребенку на одну из картинок и спрашивает: «Как назвать человека, который варит металл?»Ребенок отвечает: «СВАРЩИК».

«Как назвать женщину, которая чертит?»Ребенок отвечает: «ЧЕРТЕЖНИЦА» и т.

п. Если ребенок ответил правильно, он забирает картинку себе.

Выигрывает тот, у кого больше картинок. Лексический материал: Сварщик, стекольщик, кровельщик, летчик, разведчик, компьютерщик, экскаваторщик, разносчик, бетонщик, буфетчица, чертежница, танцовщица, разведчица, дрессировщик, дрессировщица, и др. • Игра «Найди действие» Цель игры: Научить детей дифференцировать глаголы настоящего времени с приставками.

Ход игры: Ребенку предлагается серия картинок, где совершаются разные действия, которые обозначаются глаголом с одним корнем, но разными приставками. На начальном этапе игры логопед просит ребенка просто правильно показать действие. Например,логопед говорит ребенку: «Покажи, где мальчик подходит к дому», или «Покажи, где мальчик выходит из дома» и т.

п. На втором этапе игры ребенок может сам составлять предложения о совершаемых действиях. Лексический материал: 1. Подъехал, приехал, уехал, переехал, отъехал, заехал.

2. Подошел, пришел, ушел, перешел, отошел, зашел.

3. Подбежал, прибежал, убежал, перебежал, отбежал, забежал.

• Игра «Что из чего сделано» Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Для игры используются картинки предметов, сделанных из разных материалов.

Играют от 2 до 4 детей. Ребенку предлагается выбрать понравившуюся картинку и сказать, из чего она сделана,например:

«Это стакан из стекла, значит, это стеклянный стакан»

и т. д. Если ребенок правильно образует относительные прилагательные, то он забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал: Стакан из стекла – стеклянный стакан, Шуба из меха – меховая шуба; Стол из дерева – деревянный стол, Ложка из железа – железная ложка, Стул из пластмассы – пластмассовый стул, Конверт из бумаги – бумажный конверт и др.

• Игра «Назови листья» Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные. Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок. На одних из них нарисованы различные деревья.

На других – листья от этих деревьев.

Играют от 2 до 4 человек. Ребенку предлагается найти дерево и лист от него (совместить паззл) и сказать, какой это лист.Например: «Это лист березы, значит, это березовый лист» и т.

д. Если ребенок называет лист правильно, то забирает картинку себе, если ошибается – оставляет ее для других игроков.

Выигрывает тот, у кого больше картинок. Лексический материал: Лист березы – березовый лист, Лист клена – кленовый лист, Лист осины – осиновый лист, Лист дуба – дубовый лист, Лист липы – липовый лист, Лист яблони – яблоневый лист, Лист тополя – тополиный лист и др.

Словообразование частей речи

Предлагаемые задания составлены на основе учебника «Русский язык.

6-й класс» под ред. Разумовской М.М.

и Леканта П.А., но могут быть использованы учителями, работающими по другим школьным пособиям. Задания представляют собой тесты в двух вариантах, творческие упражнения по трем темам: «Словообразование имен существительных», «Словообразование имен прилагательных», «Словообразование глаголов». Каждая из четырех работ рассчитана на 1–2 урока.

Каждая из четырех работ рассчитана на 1–2 урока. Три работы являются тренировочными, одна – контрольной и зачетной. В классах со слабой подготовкой один вариант выполняется под руководством учителя-консультанта или в группах по 5–6 человек, другой – без посторонней помощи, самостоятельно.

ВАРИАНТ 1 1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек; 2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина; 3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица; 4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок. 2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Собеседник, отпускник, искренность; 2) подшерсток, побережье, сокурсник; 3) перемирие, соперник, пригород; 4) соучастник, сокурсница, безрассудство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Кровь, кровинка, кровиночка; 2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка; 3) торопить, торопиться, торопливый, торопливость, неторопливость; 4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица. 4. В каком ряду все слова образованы сложением основ и прибавлением суффикса? 1) Черноморец, пароходик, скалолазка; 2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика; 3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек; 4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно? 1) Амбар : амбарчик = сарай : сарайчик; 2) слон : слониха = трус : трусиха; 3) парашют : парашютист = паспорт : паспортист; 4) гусь : гусята = ботинок : ботинята.

6. В какой строке значение слова истолковано неверно? 1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.

2) Черноглазка – та, у которой черные глаза. 3) Радиореклама – реклама, передаваемая по радио.

4) Телебашня – башня с телевизорами. 7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок, арбуз, нос. 8. Выпишите из стихотворения 3–4 непроизводных существительных.

В жару растенья никнут, Бегут от солнца в тень.

Одна лишь чушка-тыква На солнце целый день. Лежит рядочком с брюквой, И кажется – вот-вот От счастья громко хрюкнет И хвостиком махнет. (Сергей Орлов) 9. Известно, что от слова ягода образовано слово ягодник, от слова вишня – вишенник.

Какие слова со значением «место, где растет.» можно образовать от данных: малина, орех? Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

ВАРИАНТ 2 1. В каких двух рядах все слова однокоренные?

1) Ложь, сложный, сложность, сложение; 2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник; 3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость; 4) бедность, беднота, бедняга, беднячество. 2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) Нашейник, подсвечник, подбородок; 2) сдувание, задушевность, обогреватель; 3) загривок, задымленность, запевала; 4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность? 1) Роза

розовый розовость порозоветь; 2) семья семейство семейственный семейственность; 3) роза розовый розарий; 4) разряд разрядник разрядница.

4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением? 1) Платье-костюм, кофемолка, самолет; 2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан; 3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец; 4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика. 5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Выезжать : выезд = выходить : выход; 2) сад : садовник = ель : ельник; 3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок; 4) грести : гребец = петь: певец. 6. Отметьте примеры детского словотворчества. 1) Грушонок – это росток груши.

2) Журчей, потому что он журчит.

3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии. 4) Варюля – в ней варят суп. 7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.

8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.

Свежая вырубка, дом лесника. Низко над домом летят облака. Ветер лютует. Но в доме тепло. Листья, как бабочки, бьются в стекло.

В новой кадушке капуста сопит.

Внуки уснули, и дедушка спит.

Спит и спокоен заботливый дед: Дом он построил на тысячу лет.

9. Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник?Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

ВАРИАНТ 1 1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом? 1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий; 2) беспорядочный, беспамятный, беседочный; 3) предпраздничный, приличный, путепроводный; 4) некрепкий, необычный, нейтральный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом? 1) Вагонный, влажный, важный; 2) беседочный, беловатый, бледный; 3) брезентовый, безволосый, бревенчатый; 4) ветеранский, вещественный, вишневый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ов-?

1) Персик, стекло, ухаб; 2) родник, пробка, остановка; 3) лозняк, кустарник, подорожник; 4) калина, леденец, хвала. 4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Безвинный, предвечерний, безветренный; 2) поверхностный, довоенный, безвластный; 3) прибрежный, надомный, беззаботный; 4) загородный, застенчивый, заводской.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса? 1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской; 2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный; 3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный; 4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.

6. В каком ряду все прилагательные непроизводные? 1) Неизгладимый, неожиданный, необычный; 2) дорожный, путевой, детский; 3) общий, сильный случайный; 4) свежий, яркий, сухой. 7. Восстановите словообразовательные цепочки.

1) Цирк . циркаческий; 2) широтный .

широкий; 3) хитрый . бесхитростный; 4) пережиточный . пережить. 8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные. 1) Еловый; 2) елочный; 3) запасной; 4) запасливый.

9. Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.

Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистная, сладкодушистая во время цветения, но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа. Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб.

Трепетнолистая осина красива и заметна осенью, когда золотом и багрянцем покрываются ее листья.

Много прелести и разнообразия придает она лесу во время осеннего листопада.

(По С.Т. Аксакову) ВАРИАНТ 2 1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Подгорный, перегорелый, подготовочный; 2) пригородный, раздражительный, закарпатский; 3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой; 4) разгрузочный, распределительный, растительный. 2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Паровозный, лимонный, асфальтный; 2) барский, бархатистый, двухведерный; 3) венный, вельветовый, великодушный; 4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян-?

1) Кость, ветер, пар, время; 2) изба, глина, печь, путь; 3) волос, нефть, клад, чай; 4) крупа, дрова, лед, овес. 4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Настенный, безграмотный, запасливый; 2) подшефный, нагрудный, поштучный; 3) послеобеденный, безграничный, пречестный; 4) довоенный, бессердечный, распрекрасный. 5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Североморский, многодетный, морозобойный; 2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый; 3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый; 4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.

6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

1) Белый, тюлевый, баскетбольный; 2) твердый, честный, талантливый; 3) свирепый, рыжий, плоский; 4) тесный, выносливый, мышиный.

7. Восстановите словообразовательные цепочки. 1) мерить. примерка .; 2) опасный . безопасность; 3) писать – письмо .

письменно; 4) тепло … теплица …. 8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

1) Невинный; 2) невиновный; 3) высокий; 4) высотный.

9. Напишите мини-сочинение о другой птице. Летом сороки собирают на деревьях гусениц хвоегрызущих и листогрызущих насекомых. Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам.

Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.

(По И.Заячниковскому) ВАРИАНТ 1 1. Выпишите из текста бесприставочный глагол. Все пассажиры повскакивали со своих мест.

Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала: – Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей.

Все сразу успокоились. (Пересказ с английского В.Орла) 2. Какой бесприставочный глагол-синоним можно подобрать к данному ряду слов? Отдавать, передавать, вручать, выдавать, представлять, приносить, давать.

3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом? 1) Принарядиться, присутствовать, приветствовать; 2) сдать, восстановиться, обжигаться; 3) закатиться, занозить, заземлить; 4) подыскать, сыграть, поинтересоваться. 4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

1) Ограничивать, обедать, огорчить; 2) запереться, собирать, достроить; 3) соперничать, шуметь, глохнуть; 4) воспитывать, рассмеяться, спилить. 5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) Разбежаться, обезуметь, постукивать; 2) очиститься, участвовать, перевоспитать; 3) переписываться, прибраться, приглашать; 4) соразмерять, примечать, переносить.

6. В какой цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) Полоть – выполоть – выпалывать – выпалываться; 2) приутихнуть – утихнуть – тихнуть – тихий; 3) чистый – чистить – расчистить – расчистка; 4) получить – недополучить – недополучать – недополучение.

7. Напишите рассуждение о другой птичке. К зяблику его имя не подходит совсем.

Зяблик – значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мерзнет.

(По Ю.Дмитриеву) ВАРИАНТ 2 1. Найдите и выпишите бесприставочный глагол. Но борода растаяла и исчезла, как только Алиса за нее схватилась, и в тот же миг Алиса очутилась на траве, под деревом, а Комар (потому что именно он разговаривал с Алисой тоненьким голоском) уселся на ветке у нее над головой и обмахивал Алису своими крыльями.

(Пересказ с английского В.Орла) 2.

Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду? Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков. 3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

1) Подобреть, продудеть, оживить; 2) сдублировать, изъездить, воссоединить; 3) пожалеть, отдышаться, вдуматься; 4) запереться, собирать, спилить. 4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

1) Стукнуть, достигать, умыться; 2) подчеркивать, пошутить, достраиваться; 3) приглашать, перегородить, заживлять; 4) рассмешить, развивать, сшить. 5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Рассыпаться, отлавливать, истереть; 2) просушиться, посуроветь, присудить; 3) расступиться, обездолить, удлинить; 4) пообедать, засобираться, подыскать.

6. В какой цепочке нарушена последовательность словообразования? 1) Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный; 2) бежать – пробежать – пробег – велопробег; 3) варить – выварить – вываривание – вываривать; 4) гореть – догореть – догорать – догорание.

7. Напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду. Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю.

И вдруг за высокими кустами на реке что-то зашуршало, зеркальная поверхность омута запузырилась, посыпал мелкий теплый дождь. (По А.Куликову) ВАРИАНТ 1 1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни. 1) Песок, песчаный…; 2) далекий, далеко…; 3) интересоваться, интересно….

2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы. 1) Суперзвезда, суперкласс…; 2) одесский, белорусский, матросский…; 3) придумывал, рассказывал, обманывал….

3. Какими частями речи являются выделенные слова?

Определите их морфемный состав. В полях, не кошенных косой, Все утро дождик лил косой. 4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом.

По какой словообразовательной модели они образованы? Зреют на зеленых ветках Детки лысые в беретках. Без боязни спрыгнут с веток, Очутятся без береток.

У кудрявого их папы Ни беретки нет, ни шляпы. (Желуди) 5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.

Чудеса в луже По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки.

Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром.

Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб, набирает в свои воздушные мешки запас свежего воздуха. Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями.

У паука-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза. В нем он спасается от врагов. (По Г.Скребицкому) 6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.

Уборка картофеля 7. Напишите рассказ «В огороде», включив в него придуманное вами сложное существительное. ВАРИАНТ 2 1. Допишите ряды родственных слов.

Обозначьте корни. 1) Гость, гостиница…; 2) впечатлительный, впечатление.; 3) изображать, изобразительный. 2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.

1) Экс-президент, экс-министр.; 2) утренний, соломенный.; 3) требовал, советовал, оборудовал. 3. Какими частями речи являются выделенные слова?

Определите их морфемный состав.

Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она (капля) стекла. 4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?

Этой бабке сотня лет, А горба у ней все нет! Высоконько торчит, Далеконько ворчит. Смерть придет за старушкой – Станет бабка избушкой.

(Сосна) 5. Выпишите из текста сложные слова.

Определите их словообразовательные модели.

Ярки опушки лесов в летнее время! Здесь веселый цветочный хоровод.

Но вы всегда обратите внимание на травянистого великана.

Это кипрей, или иван-чай. Кипрей в большом почете у пчеловодов. Это чемпион травянистых медоносов.

Кипрей щедро угощает пчел сладким нектаром и дает им цветочную пыльцу и клей. Цветоводы московского парка «Сокольники» пересадили к себе кипрей, и он отлично украсил поляну. (По Н.Сладкову) 6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.

На садовом участке 7. Напишите рассказ «В саду», включив в него придуманное вами сложное существительное. Словообразование существительных Вариант 11 — 1; 2 — 4; 3 — 4; 4 — 4; 5 — 4; 6 — 4; Вариант 21 — 3, 4; 2 — 1; 3 — 3; 4 — 4; 5 — 2, 3; 6 — 1, 2, 4.

Словообразование прилагательных Вариант 11 — 1; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 1, 3; 5 — 4; 6 — 4; 7 — циркач; широта; хитрость; хитростный; пережиток; жить. Вариант 21 — 3; 2 — 1; 3 — 4; 4 — 2; 5 -1; 6 — 3; 7 — примерить; примерочный; безопасный; письменный; теплый; тепличный.

Словообразование глаголов Вариант 11 — прыгать (сказала); 2 — жаловать; 3 — 4; 4 — 3; 5 — 1; 6 — 4 Вариант 21 — исчезла (очутилась); 2 — исчезать; 3 — 2; 4 — 1; 5 — 3; 6 — 3.

vernuti-tovar.ru
Обсуждения
Оценщик автомобилей для наследства

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Комментариев  0
Продажа авто если в птс нет места

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

Комментариев  0
Военная часть в тамбове радиоэлектронная борьба

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top