Главная - Семейное право - Рефлексия в конце занятия для детей 5 7 лет

Рефлексия в конце занятия для детей 5 7 лет

Рефлексия в конце занятия для детей 5 7 лет

Рефлексия занятия как «занимательное дело»

Ирина Магасумова Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед. Евгений Доманский Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Классификация рефлексии 1.По содержанию: • устная рефлексия • письменная рефлексия 2.По цели: • рефлексия настроения и эмоционального состояния Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера, «Дерево творчества», «Светофор», «Солнышко», «Цветик-многоцветик». • рефлексия деятельности Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

«Пантомима», «Дерево успеха», «Поезд», «Рефлексивный экран».

• рефлексия содержания Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клише, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»). 3. По типу занятия: • после усвоения содержания материала • промежуточная рефлексия • контрольная рефлексия • итоговая рефлексия 4.По форме деятельности: • индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень) • групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи) • фронтальная (выборочная) • коллективная 5.По функции: • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия 6.По способам проведения: • анкета • вопрос • символ • таблица • ситуация • рисунок Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С.

С. Кашлеву): • проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса); • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности); • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат); • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности). То есть, ребенок будет активен (субъектом) только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

При взаимодействии с детьми педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии,отражающий четыре сферы человеческой сущности: 1) физическая рефлексия (успел / не успел); 2) сенсорная рефлексия (самочувствие: комфортно / дискомфортно); 3) интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал); 4) духовная рефлексия (стал лучше / хуже, созидал / разрушал себя / других). Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно. Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими. Во время рефлексииребенок отвечает сначала на простые вопросы: Что он делал, или что происходило?

Что он чувствовал при этом? Как он участвовал в том, что происходило? Какие при этом испытывал трудности?

и т. д. Потом вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось. Развить рефлексивныеспособности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе». Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать.

В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.

Ход:Инструкция: Мне нужно 2 участника для проведения игры «У вас один лист бумаги и один карандаш.

Ваша задача — не разговаривая, держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместный рисунок на тему «Праздник» Время 3 минуты.

Задание понятно? Приступайте». . Примерные вопросы для обсуждения: 1. Расскажи, что у вас получилось?

2. Получился ли у вас совместный рисунок? 3. Как вы договорились, что будете рисовать?

4. Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно? 5. Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?

6. Как вы их преодолели? 7. Вы доволен тем, что получилось?

8. Легко ли Вам было работать в паре?

9. Получил ли ты удовольствие от совместной работы? 10. Чему Вы сегодня научились?.

Особенности проведения рефлексии: • Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга. • Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания. • Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.
• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь. Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Целенаправленное обучение детей рефлексивной деятельности начинается со старшего дошкольного возраста и активно продолжается в начальной школе. Рефлексия занятия как «занимательного дела» – это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка. Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире.

Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д. Рефлексия «Ресторан»Цель: выяснить получить обратную связь от коллег прослушеного доклада.Время: 5 мин.

на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).Численность:Все коллегиМатериал: лист большого формата, фломастеры, скотч,цветные карточки Проведение: На доске приклеиваются картинка «Повар»и вопрос: «Насытились?», Педагог предлагает ученикам представить,что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: — Я съел бы еще этого… — Больше всего мне понравилось… — Я почти переварил… — Я переел… — Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя.Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста

Татьяна Семенова Добрый день, уважаемые коллеги!

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал всё.

Но один его ученик захотел доказать обратное.

Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав,ответил: “Всё в твоих руках”. Важно,чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех.

Наша с вами главная задача настроить ребенка раннего возраста на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в старшем дошкольном возрасте. Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности.

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.

(Слайд 2) Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. (Слайд 3) Цель рефлексии. вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п. (Слайд 4) Классификация рефлексии • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента.

С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности) • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД) • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного) (слайд5) Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах раннего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах.

Потому что у ребенка появляется стимул следующий раз стараться вести себя хорошо, делиться игрушками, выполнять данные ему поручения.

Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Для этого можно использовать уголок настроения.

(Слайд 6,7,8,9) В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой. (Слайд 10) Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки,которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей (Слайд 11) А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите,красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?

А у какого цветочка хорошее настроение.

А у кого из ребят хорошее настроение. А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня? Также рефлексивныеспособности ребенка можно развивать с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе» целью данных игр является формирование у детей умение увидеть в другом человеке его достоинство, развитие умение сотрудничать.

Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ» Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера (Слайд 12)- «Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению) (Слайд 13)- А это солнышко лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению (Слайд 14)-Ваза с цветами (Слайд 15)-Дерево с листочками (Слайд 16,17)-Смайлики (Слайд 18,19) В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный -нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение) например Дерево настроения (Слайд 20) «Наряди елочку» (Слайд 21) -Поляна с бабочками Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т.

Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ» Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера (Слайд 12)- «Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению) (Слайд 13)- А это солнышко лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению (Слайд 14)-Ваза с цветами (Слайд 15)-Дерево с листочками (Слайд 16,17)-Смайлики (Слайд 18,19) В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный -нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение) например Дерево настроения (Слайд 20) «Наряди елочку» (Слайд 21) -Поляна с бабочками Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.) (Слайд 22) -Дорисуй. Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

(Слайд 23) «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь) (Слайд 24) Аналогично -«Яблоня» (Слайд 25) Мишень (Слайд 26) «Светофор»- дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД (Слайд27) «Волшебный мешочек» У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня. (Слайд28) «Поезд» На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.

-«Поляна с цветами» — на каждом цветке нарисован этапы НОД, дети прикрепляют смайлики на тот этап, который понравился ему больше всего (Слайд 29) «Лесенка успеха» Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД (Слайд 30) Аналогично — «Дорожка успеха» (Слайд 31) Солнышко- мне все удалось Солнышко с тучкой-Мне не все удалось Тучка- мне ничего не удалось (Слайд 32) Раскраска- дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом (Слайд 33) Пантомима- пантомимой можно показать результат своей работы. Например руки вверх- довольны своей работой, голова вниз — недовольны РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. рефлексивный круг — дети садятся в круг воспитатель задает вопрос дети по кругу передают друг другу какой- ни будь предмет (например мячик)и отвечают на вопросы: Сегодня я узнал … Было интересно… У меня получилось… Мне запомнилось… Теперь я умею… Меня удивило… У меня не получилось… Высказывания детей «Я не знал…», «Теперь я знаю…» Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.

Все в наших руках.

Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»

Татьяна Михайлова Цель проведения мастер-класса: обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.

Форма проведения мастер-класса: практикоориентированное занятие (15-20 минут). Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.

Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения. 1. Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья. Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути, Но все равно на мастер-класс вы пришли?

(да) Хочу я услышать ваш честный ответ, Детей вы любите?

Да или нет? (да) Чтоб деткам своим во всем помогать Вы новое что-то хотите узнать?

(да) Кошмар этот помним с студенческих лет Мы скучные лекции слушаем? (нет) Чтоб дух мастер-класса нам сохранить, Вам нужно в работе активными быть? (да) Тогда Вас прошу мне во всем помогать, Приветствие кончилось, можно начать.

Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе. 2. Актуализация мастер-класса. Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал всё.

Но один его ученик захотел доказать обратное.

Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав,ответил:…. — Как вы считаете, что ответил мудрец? — “Всё в твоих руках”. А я хочу сказать:

«Важно,чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным»

. Действительно, все в наших руках.

Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте. Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

В словарях приводится следующие толкования. Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание.

В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов. Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя.

Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок.

Что узнал нового?Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться.

Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка.

Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности. Рефлексияпредполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам. Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания.

Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.

При традиционной системе обучения, когда воспитатель излагает готовые знания, а воспитанники пассивно их усваивают вопрос о рефлексии обычно не стоит.

Принцип сознательности и активность один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен в познавательной деятельности, если осознает цель обучения, её необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Использовать и применять рефлексиюв работе можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание.

Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий. Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали. Из своего опыта работы могу привести пример использования одной из форм рефлексии «Огонек», который был использован на итоговом родительском собрании в первой младшей группе.

«Огонек» это свободная, доверительная форма общения, являющаяся уникальной формой коллективной работы в нашем случае «воспитатели – родители». Во время откровенного разговора мы обсуждали прошедший год, что у нас у всех получилось, каких мы целей достигли в деле воспитания «наших детей» и над чем еще предстоит работать. При проведении «Огонька» очень важен положительный эмоциональный настрой всех участвующих, их готовность к разговору.

Все участники встают в круг. Ведущий берет свечу как символ теплоты взаимоотношений, света, дружбы, взаимопонимания, как искорку заинтересованности всех общим делом. В кругу нет посторонних разговоров, высказывает свои мысли только тот человек, кому в данный момент предоставляется слово, остальные в это время молчат и внимательно слушают, не перебивая его. Вести «Огонек» не просто, так как педагог должен быть готов поддержать всех высказывающихся.

Каждый должен быть уверен, что его слова, его мнение будет услышано.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря данной рефлексивной технике, наше родительское собрание стало очень душевным и запоминающимся. «Огонек» можно проводить не только с родителями, но и с детьми, анализируя прошедшее открытое занятие, праздник, или просто какое-то значимое событие в жизни группы.

Свечу можно не передавать, а просто поставить в центр круга.

Дети могут передавать по кругу какой-либо определенный предмет, например мягкую игрушку.

Важно чтобы игрушка была мягкой на ощупь, и ребенку было приятно брать её в руки.

В педагогической практике широкое отражение нашли вербальные рефлексивные техники, то есть техника общения «Из уст в уста, глаза в глаза».

Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений.

Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения сверстников.

Сегодня хотелось бы вам рассказать о некоторых вербальных техниках эмоционального состояния.

1. «По выбору». Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику. 2. «Оценка». Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку. 4. «Если бы я был…» Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…» • исправил… • сделал… • добавил • похвалил 4.

Свободный микрофон. Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон. С вами уважаемые коллеги, я хочу провести упражнение, которое называется «Без маски». Его цель: снятие эмоциональной и поведенческой зажатости; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «Я».

Вашему вниманию будут представлены карточки с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки участник должен продолжить и завершить фразу.

Высказывание должно быть искренним. Если остальные присутсвующие почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня… «

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это… » «Иногда люди не понимают меня, потому что я… » «Верю, что я… » «Мне бывает стыдно, когда я.

» «Особенно меня раздражает, что я. » «Когда со мной заговаривают дети, я…» «Когда со мной заговаривают родители, я…» «Иногда у меня возникает желание…» «Когда я смотрю на детей, я…» К вербальному виду техник можно отнести и сочинение синквейна.

Данный вид работы педагоги могли наблюдать на моем мастер-классе для педагогов района

«Использование логических блоков Дьенеша в индивидуальной работе с одаренными детьми»

. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.

Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. 1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна. 2 строчка – 2 прилагательных.

Волнующий, интересный 3 строчка – 3 глагола Заинтересовывает, Учит. Вдохновляет. 4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Можно провести по теме мастер-класса за исключением 4 строчки.

Другой вид оценки эмоционального состояния — использование невербальных техник.

Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее.

Использование рефлексивных техник можно начать с приходом детей утром в детский сад. Чтобы проверить эмоциональное состояние детей я использую следующие техники. «Солнечное настроение». Ребенок по выбору на магнитную доску прикрепляет солнышко – грустное или веселое.

Таким образом, я определяю эмоциональное состояние группы. Затем провожу индивидуальные беседы с детьми и узнать, почему у них не совсем солнечное настроение. Аналогично во время минутки вхождения в день провожу игру со смайликами или «Погодное настроение», где участники группы выбирают себе солнышко, тучку в солнышке или дождик.

В более старших группах можно использовать технику «Звездопад настроения». Рисуется на листе небо. Приклеивается карман. Заготавливаются звезды по количеству участников группы.

Задача каждого ребенка взять звезду, расположить на небе.

Педагог объясняет детям, что чем лучше настроение, тем выше звезда. Вашему вниманию хочу представить еще одну интересную и нетрудную в исполнение технику «Карта настроения». Внутри круга нарисована веселая картинка.

Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе.

Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения.

Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. Затем проводится итог всей недели. Для определения эмоционального состояния нашей группы я хочу вам предложить упражнение «Какого я цвета» (на материале теста Люшера) Предлагаю вам выбрать из этих разноцветных листочков тот, который соответствует вашему сегодняшнему настроению.
Для определения эмоционального состояния нашей группы я хочу вам предложить упражнение «Какого я цвета» (на материале теста Люшера) Предлагаю вам выбрать из этих разноцветных листочков тот, который соответствует вашему сегодняшнему настроению.

(звучит спокойная музыка). Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия. 1. Например, у меня было занятие в виде морского путешествия.

Для рефлексии беру «Корабль» и фигурки матросов (по кол-ву детей). — Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось, поместите фигурку вашего человечка на площадку у самого верха мачты, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям. А если вы старались, но не все у вас получилось сразу, то поместите фигурку вашего человечка на палубе, он выполняется важную работу на корабле и очень старается.

2. «Чемпион». Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, смайлики из бумаги (улыбающиеся и грустные) по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу.

Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!

3. «Флаги на башнях».Изображение: две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей).

Оцените свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.

Ваза настроения. Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации. Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю в интересной форме провести рефлексию мастер-класса.

Перед вами находится «Дерево успеха». На нем пока нет листьев, они лежат отдельно.

Любой участник мастер-класса выбирает понравившийся листок. Затем читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагает свой вариант ответа.

Примерные вопросы и варианты ответов. 1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

*Презентация опыта работы мастера. *Сам творческий процесс. *Мне было не интересно.

2. Как вы оцениваете работу мастер-класса? *Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс. *Много было ненужной информации.

*Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.

3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время? *Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний. *Да, я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.

*Она не актуальна. 4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса? *Я в восторге. *Я в диком восторге. *Скука смертная. 5. Что вы пожелаете мастеру?

*Встречаться почаще на мастер-классах. *Меньше теории, больше практики.

*Не высовываться. Начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Не зря мы сказали — все в наших руках. Пока мы задаём себе вопросы, значит мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.

Рефлексия на учебном занятии

ольга капустина ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ автор-составитель Капустина О. Л., методист БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток» Педагоги, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу занятия, как рефлексия. Слышали, что это такое, знают, что рефлексия – это самооценка.

Но на практике зачастую этот этап занятия представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые обучающиеся дружно «лепят на доску» в конце занятия.Иногда педагог просто ограничивается вопросом: «Вам понравилось занятие?»Все обучающиеся дружно кричат: «Да!» – и все довольные расходятся по домам. Казалось бы,придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку занятия поставили?

Поставили! В календарно-тематическом плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий. Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает педагогу контролировать процесс обучения, уже в ходе занятия видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть «держать руку на пульсе».

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое,к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся. Что такое рефлексия? В словарях дается четкое определение: рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя».

Применительно к занятиям, рефлексия – это этап занятия, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. С точки зрения педагогики содержание понятия «рефлексия» рассматривается, зачастую, в связи с изучением учебной деятельности обучающихся.

В. В. Давыдов называет рефлексией

«умение обучающихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности, особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности»

. Н. Ф. Талызина определяет рефлексию как

«умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность»

.

Как говорил А. В.Хуторской: «Рефлексия – процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей.

Предметом рефлексии может быть, как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.»1 В.

И. Слободчиков трактует рефлексию в обучении более широко – как мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности. И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов называют рефлексией

«переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром»

.

Центральное место при этом отводится рефлексии как самосознанию личности в проблемной ситуации и как осмыслению принципов осуществляемой деятельности, как механизму

«не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «Я»

его различных подструктур, но и как интеграции «Я» в неповторимую целостность.

Для чего нужна рефлексия? Если обучающийся понимает: — ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; — какие цели должны быть достигнуты именно на этом занятии; — какой вклад в общее дело он может внести; — может ли он адекватно оценивать свой труд и работу присутствующих ребят, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для педагога.

Методика организации рефлексии обучающегося на занятии включает в себя следующие этапы: 1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. То есть выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, физическая, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена.

Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета». 2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что на первый взгляд обучающемуся не кажется важным.

3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т. п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных педагогом или определяются обучающимся на основе своих целей.

4. Выявление и формулирование результатов рефлексии.Таких результатов может быть выявлено несколько видов: — предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п. ; — способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности; — гипотезы по отношению к будущей деятельности, например, по качеству и количеству – то-то возрастет так-то.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности. На определенном этапе деятельности, например, после получения образовательного продукта или в результате возникшего противоречия опять проводится рефлексия, выявляются новые результаты, выдвигаются новые гипотезы и так далее.

Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.

Виды рефлексии Выделяют следующие виды рефлексии: — рефлексия настроения и эмоционального состояния; — рефлексия деятельности; — рефлексия содержания учебного материала. 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале занятия и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности.

Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние обучающихся на занятии, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное). Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.

Это рефлексия из категории «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно».

Данный вид рефлексии помогает педагогу оценить общее настроение группы. Чем больше позитива, тем лучше понята тема.

И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

2. Рефлексия деятельности Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Примеры организации работы: «Лесенка успеха». Каждая ступень – один из видов работы.

Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. «Дерево успеха».Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.

д. «Вагончики». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим обучающимся посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Благодаря таким приемам перед педагогом всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать. 3. Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.В этом случае используются самые разные приемы: — прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей.

Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

— сегодня я узнал… — было интересно… — было трудно… — я выполнял задания… — я понял, что… — теперь я могу… — я почувствовал, что… — я приобрел… — я научился… — у меня получилось… — я смог… — я попробую… — меня удивило… — мне захотелось… — расскажу дома, что … — рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…» – «Теперь я знаю…»); — достаточно известный прием «синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме. Учебное занятие – это часть жизни обучающегося и, в то же время, это урок жизни для него.

Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель,а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности обучающихся будет проводиться системно.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей.

У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству.

То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.

Вернемся к рефлексивнымвопросам и зададим их себе: — Что я делаю? — С какой целью? — Каковы результаты моей деятельности?

— Как я этого достиг? — Можно ли сделать лучше?

— Что я буду делать дальше? Пока педагог задает себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только обучающегося, но и педагога.

Список информационных источников: 1. Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е.

П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 28 – 44. 2. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л.

С. Выготский // Собрание сочинений. – В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 433 с. 3. Хуторской, А.

В. Современная дидактика / А. В. Хуторской// Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: – (Серия «Учебник нового века»).

4. Инфоурок [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://infourok.ru/priyomi-refleksii-na-zanyatiyah-727719.html. – Приемы рефлексии на занятиях.

– (Дата обращения: 04.12.2019). 5. Инфоурок [Электронный ресурс].

–Режим доступа: https://infourok.ru/kopilka_primerov_refleksii_na_urokah-179969.htm. – Копилка примеров рефлексии на уроках.

– (Дата обращения 04.12.2019).

6. Интернет-сообщество учителей [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos. – Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры.

– (Дата обращения 04.12.2019). 7. Студопедия [Электронный ресурс].

–Режим доступа: https://studopedia.ru/19_251757_ponyatie-refleksii-vidi-refleksii-lichnostnaya-refleksiya-v-professionalnoy-deyatelnosti-ee-formi-funktsii-i-urovni.html. – Понятие рефлексии. Виды рефлексии.

Личностная рефлексия в профессиональной деятельности. Её формы, функции и уровни. – (Дата обращения 04.12.2019).

Рефлексия. Упражнения для дошкольников.

Ольга Козлова 1.) «Солнышко».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. Моёнастроение похоже на: * солнышко; * солнышко с тучкой; * тучку; * тучку с дождиком; * тучку с молнией.

2.) «Радуга». Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги. Красный – не комфортно, тревожно; Оранжевый – все раздражало; Желтый – очень хотелось домой; Зеленый – спокойно, хотелось заниматься; Голубой – интересно, занимательно; Синий – трудно, но интересно; Фиолетовый – скучно, не интересно.

3) «Снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать. 4.) «Заплетем косичку». Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент,характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно; коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость.

— Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия. 5.) «Цветы и бабочки». На поляне (на полу)растет 3 цветка: Красная роза (узнал много нового, научился читать); Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно); Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим. 6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы,предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко,говорят сказочным персонажам или открыто всей группе: Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня? Что у тебя не получилось и почему? Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным?

Что ещё не получается? Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д. 7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. 8.)Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики.

9.)С помощью жестов: Во! На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться.

Хлопните! Топните! 10.) «Метод пяти пальцев». Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла? С (средний) – состояние духа.

Каким было настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а)л? Б (большой) – бодрость, физическая форма.

Каким было моё физическое состояние сегодня?

vernuti-tovar.ru
Обсуждения
Оценщик автомобилей для наследства

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Комментариев  0
Продажа авто если в птс нет места

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

Комментариев  0
Военная часть в тамбове радиоэлектронная борьба

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top