Главная - Интеллектуальная собственность - Правовой режим лицензирования предпринимательской деятельности

Правовой режим лицензирования предпринимательской деятельности

Понятие лицензирования, лицензии, правовые основы лицензирования


Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. Указывая на некорректность термина «мероприятия», С. Н. Шишкин предлагает рассматривать лицензирование как организационную форму государственного регулирования, причем достаточно жесткую.

Термин «лицензия» происходит от лат. licentia – разрешение, право.

В российской правовой доктрине термин «лицензия» употребляется в 2 основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права.

Во втором значении лицензия представляет собой особого рода «паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности.

Получение лицензии, продление срока ее действия, отзыв лицензии, юридические последствия этих действий и текущий надзор компетентных государственных органов за соблюдением лицензиатом лицензионных условий и требований регламентируются соответствующими правовыми нормами.

Следовательно, все отношения, возникающие в процессе получения, продления, отзыва лицензии и надзора за деятельностью лицензиата, являются правовыми, а совокупность правовых норм, регулирующих названные отношения, составляет институт лицензирования.

Таким образом, как в законодательстве, так и в науке понятие «лицензия» тем или иным образом соотносится с понятием «разрешение». Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Правовую основу лицензирования составляют положения ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 4 мая 2011 г.

№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется положениями, которые утверждаются Правительством РФ. В качестве примера приведем Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии 2013 г.

Согласно ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе.

Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В качестве основных принципов осуществления лицензирования данный Закон провозглашает: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации; 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Таким образом, лицензирование — это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства. Правовое значение лицензии заключается в том, что она легализует предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере.

На основании п. 1 ст. 49 ГК лицензию следует рассматривать в качестве основания возникновения абстрактной возможности заниматься лицензируемым видом деятельности (правоспособность). Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (п.

9 постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г.

№ 23

«О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»

).

Согласно ст. 2 Закона о лицензировании к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно ст. 2 Закона о лицензировании к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Данное положение соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Лицензированию подлежат виды деятельности, указанные в ст. 1 и 12 Закона о лицензировании.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в Закон о лицензировании. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Положения Закона о лицензировании не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования видов деятельности, перечень которых приведен в ч.

2 ст. 1 (деятельность кредитных организаций, страховая, по проведению организованных торгов и др.). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством (например, Законом о банках, Законом о РЦБ). Кроме того, особенности лицензирования могут устанавливаться в отношении видов деятельности, указанных в ч.

4 ст. 1 Закона о лицензировании (оказание услуг связи, образовательная деятельность и др.). Исходя из критериев, представленных в § 5 гл.

3, лицензирование относится к специальному режиму предпринимательства. При этом внутри самого режима лицензирования существует дифференциация на: 1) общий лицензионный режим (определен Законом о лицензировании и распространяется на указанные в ст.

12 виды деятельности); 2) специальный лицензионный режим (определен специальным законодательством и распространяется на указанные в ст. 1 виды деятельности). Лицензирование может осуществляться федеральными органами исполнительной власти. Осуществление полномочий РФ в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

). Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957

«Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»

утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности и названы виды деятельности, полномочия по лицензированию которых переданы органам исполнительной власти субъектов РФ (например, медицинская деятельность медицинских организаций, подведомственных субъекту РФ и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г.

в муниципальной собственности, организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальных предпринимателей).

В отношении видов деятельности, указанных ст. 1 Закона о лицензировании, лицензирование может осуществляться и органами местного самоуправления (например, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции). Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г.

№ 957. По общему правилу лицензия действует бессрочно.

Порядок получения лицензии Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем), к которому прилагаются документы: 1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; 2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами; 3) опись прилагаемых документов. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Важно отметить, что соискатель лицензии, лицензиат и лицо, заинтересованное в получении сведений о лицензировании, могут направлять в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии, дубликата и (или) копии лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока ее действия в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральным законом, и прилагаемые к заявлениям документы, а также заявления о предоставлении сведений из реестра лицензий и иных сведений о лицензировании в форме электронных документов.

Правила предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2012 г.

№ 722. В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

В случае обнаружения нарушения требований оформления заявления либо представления документов не в полном объеме лицензирующий орган вручает соискателю уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

Лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Согласно позиции Конституционного Суда РФ установление лицензионных требований положениями о лицензировании «не создает, вопреки утверждению заявителя, правовую основу для ограничения прав и свобод граждан и не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права».
Согласно позиции Конституционного Суда РФ установление лицензионных требований положениями о лицензировании

«не создает, вопреки утверждению заявителя, правовую основу для ограничения прав и свобод граждан и не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права»

.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и др.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Типовая форма лицензии утверждена постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г.

№ 826. Основанием отказа в предоставлении лицензии по общему правилу является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии. Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами.

Лицензирующим органом также формируется и ведется лицензионное дело соискателя лицензии и (или) лицензиата, в которое включаются документы, указанные в ст. 16 Закона о лицензировании.

Лицензирование предпринимательской деятельности

Вид реферат Язык русский Дата добавления 27.05.2015 Размер файла 21,2 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/ Оглавление Введение 1. . Общие положения 2. Роль органов государственной власти в процессе лицензирования предпринимательской деятельности 2.1 Лицензируемые органы 2.2 Практика лицензирования в России Заключение Список использованных источников Введение Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности Дойников И.В., учебник «» / [текст] под редакцией И.В.Дойникова, М.:Кнорус, 2014 — 401с.

Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Объектом исследования является лицензируемая предпринимательская деятельность. Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы лицензирования права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных правоведов как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы Анохина В.С., Ваниева А.Г., Гандилова Т.М., Дойникова И.В., Ершовой И.В., Евдокимовой В.Н., Шестакова А.В. 1. . Общие положения Основные понятия и основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности Основным документом, регулирующим вопросы лицензирования в России, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г.

1. . Общие положения Основные понятия и основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности Основным документом, регулирующим вопросы лицензирования в России, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в редакции от 14.10.2014г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

Этим законом установлен исключительный перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению ленцизиата, а также предусмотрено бессрочное действие лицензии. Чтобы стать лецензиатом, т.е.

лицом имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы Анохин В.С., учебник «» / [текст] под редакцией В.С. Анохина, М.: Эксмо, 2015 — 456с.: — заявление о выдаче лицензии.

Помимо данных о соискателе в заявлении указывается вид деятельности, на который запрашивается лицензия; — копия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копия свидетельства о государственной регистрации; — установление единого порядка лицензирования; — установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; — гласность и открытость лицензирования; — соблюдение законности при осуществлении лицензирования2. Процедура лицензирования предпринимательской деятельности Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю.

При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок уплаты лицензионного сбора, а во втором, причины отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть: наличие в документах, представленных соискателем возбудителей инфекций; источники ионизирующего излучения; конфиденциальная информация; космическая деятельность; лекарства, медицинские изделия и техника; лицензирование деятельности с драгоценными металлами и камнями; медицинская деятельность (услуги); металлолом; наркотики, психотропные вещества; недра; нотариальная деятельность; опасные отходы; оружие, патроны; парфюмерия, косметика; пожарная безопасность; полиграфия; проектирование зданий и сооружений; промысел живых и неживых ресурсов; протезно-ортопедическая деятельность; реставрация памятников истории и культуры; рыболовство; В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

В заявлении указываются новые сведения о лицензиате, его правопреемнике либо об ином предусмотренном федеральным законом лице и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

При ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя выданная лицензия аннулируется. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат или его правопреемник подает заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения. В случае прекращения действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности, к которому применяется общий порядок лицензирования, до истечения срока действия лицензии.

Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.

2. Роль органов государственной власти в процессе лицензирования предпринимательской деятельности 2.1 Лицензируемые органы Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) с изменениями и дополнениями вступившими в силу от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) с изменениями и дополнениями вступившими в силу от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. и федеральными законами. Новый закон о лицензировании исключил из числа лицензирующих органов органы местного самоуправления, Президента Российской Федерации, суды. Единственным источником лицензионных требований и условия являются положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Но Президент Российской Федерации, будучи исключенным из числа лицензионных органов, тем не менее, имеет возможность влиять на осуществление лицензирования, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, составной частью которой является лицензирование.

Лицензиат обеспечивает условия для проведения лицензирующим органом соответствующих проверок Ваниев А.Г., учебник » » / [текст] под редакцией А.Г.

Ваниева, М.: Юрайт, 2014 — 520с. В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства Евдокимова В.Н., учебник » » / [текст] под редакцией В.Н.

Евдокимовой, М.: Феникс, 2015 — 398с.: — утверждает положения о лицензировании конкретных видов — деятельности; — определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; — устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. лицензирование предпринимательский нормативный правовой Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме административной ответственности, за осуществление предпринимательской деятельности, без лицензии или с нарушением условий лицензирования предусмотрена уголовная ответственность.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в редакции с изменениями и дополнениями от 03.02.2015г.) незаконное предпринимательство наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Важно отметить, что деятельность, лицензия на осуществление которой представлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемой вид деятельности на их территориях. Лицензирующие органы обязаны вести реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

2.2 Практика лицензирования в России Законодательство о лицензировании существует в России более десяти лет. Введенное впервые еще законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.

№445-1, оно набирало обороты, подвергаясь постоянным изменениям.

Эти изменения проводятся под лозунгом защиты публичных интересов, устранения административных барьеров на пути предпринимательской деятельности и повышения эффективности государственного контроля за ее осуществлением.

Поначалу норма закона Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» была воспроизведена в 1991 г. основами гражданского законодательства СССР, затем Гражданским кодексом Российской Федерации. Потом последовал целый ряд законов, содержащих уже конкретные нормы о видах и порядке лицензирования.

Потом последовал целый ряд законов, содержащих уже конкретные нормы о видах и порядке лицензирования.

И, наконец, самым последним и решающим стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в редакции от 14.10.2014г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

Статья 17 Федерального закона №158-ФЗ включала в себя перечень из 215 видов деятельности, на осуществление которых требовались лицензии. Виды деятельности, не включенные в ст. 17 закона, осуществлялись со дня вступления его в силу без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование видов деятельности проводилось в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня начала действия Федерального закона №158-ФЗ (ст.

19). Другими словами, со дня вступления в силу Федерального закона №158-ФЗ перечень лицензируемых видов деятельности должен был определяться исключительно федеральными законами, вступившими в силу до вступления в силу Федерального закона №158-ФЗ. К числу прочих федеральных законов, устанавливавших требования о лицензировании, относилось значительное количество законов, большинство из которых содержало четкие и недвусмысленные формулировки относительно видов лицензируемой деятельности. Таких законов насчитывалось около 80.

Кроме того, существовали также законы, которые содержали несколько неопределенную формулировку вида лицензируемой деятельности либо самостоятельно не определяли порядок лицензирования Шестаков А.В., учебник » » / [текст] под редакцией А.В.

Шестакова, М.: Инфра-М, 2014 — 411с. Например, Федеральные законы

«О науке и государственной научно-технической политике»

от 23 августа 1996 г. №127,

«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

от 16 июля 1998 г.

№101-ФЗ, «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ. Заключение В настоящее время законодательство Российской Федерации о лицензировании вместе с экономикой переживает переходный период, одной из характерных черт которого является либерализация отношений, устранение неоправданных бюрократических препятствий для предпринимательской деятельности. Одна из главных целей принятия Федерального закона № 99-ФЗ Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в редакции от 14.10.2014г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» — сокращение количества лицензируемых видов деятельности почти наполовину (с 215 до 120 без учета других федеральных законов).

Со дня вступления в силу лицензирование видов деятельности, не указанных в п.

1 ст. 17 закона, прекращается. Это означает, в частности, прекращение лицензионного контроля за осуществлением упомянутых видов деятельности, срок действия лицензий на которые еще не истек.

Первоначально разработчики нового закона предлагали включить в этот список лишь 30 видов деятельности, учитывая зарубежный опыт лицензирования. Так, в Австрии существует 28 лицензируемых видов предпринимательства, в Великобритании — 38, в Японии — 39.

А в соответствии с прежним лицензионным законодательством многие крупные предприятия России были вынуждены получать по 200 — 300 различных 5 видов деятельности, подлежащих лицензированию исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список использованных источников 1.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) с изменениями и дополнениями вступившими в силу от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в редакции с изменениями и дополнениями от 03.02.2015г.) 3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в редакции от 14.10.2014г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» 4.

Анохин В.С., учебник «» / [текст] под редакцией В.С.

Анохина, М.: Эксмо, 2015 — 456с.

5. Ваниев А.Г., учебник » » / [текст] под редакцией А.Г. Ваниева, М.: Юрайт, 2014 — 520с.

6. Гандилов Т.М., учебник » «/ [текст] под редакцией Т.М.

Гандилова, М.: Велби, 2014 — 312с. 7. Дойников И.В., учебник «» / [текст] под редакцией И.В.Дойникова, М.:Кнорус, 2014 — 401с. 8. Ершова И.В., учебник » » / [текст] под редакцией И.В.

Ершовой, М.: Инфра, 2014 — 374с. 9. Евдокимова В.Н., учебник » » / [текст] под редакцией В.Н.

Евдокимовой, М.: Феникс, 2015 — 398с.

10. Шестаков А.В., учебник » » / [текст] под редакцией А.В. Шестакова, М.: Инфра-М, 2014 — 411с. Размещено на Allbest.ru

  1. Современное нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Виды лицензий, процесс их предоставления. Анализ медицинского центра «МедЭксперт» на соответствие требуемым условиям лицензирования.дипломная работа [105,0 K], добавлен 14.07.2013
  2. Критерии и принципы лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности. Порядок получения лицензии, ее приостановления и аннулирования. Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.курсовая работа [39,7 K], добавлен 12.01.2011
  3. Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности. Срок действия лицензии. Общий и упрощенный порядки лицензирования. Требования и условия при осуществлении лицензируемой деятельности. Порядок лицензирования производства лекарственных средств.курсовая работа [44,7 K], добавлен 03.06.2012
  4. Лицензирование как одна из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Разрешительная политика в области экономической деятельности. Основные принципы осуществления лицензирования. Контроль за соблюдением лицензионных условий.реферат [26,5 K], добавлен 27.11.2012
  5. Понятие лицензирования как мероприятия, связанного с предоставлением лицензий и переоформлением документов. Правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.реферат [27,4 K], добавлен 08.09.2010
  6. Сущность и содержание предпринимательской деятельности, определение ее роли и значения в современном обществе. Исследование правового института лицензирования предпринимательской деятельности на основе теории предпринимательского и гражданского права.контрольная работа [35,7 K], добавлен 08.01.2014
  7. Понятие, принципы и процедура лицензирования предпринимательской деятельности. Основы осуществления лицензирования федеральными органами государственной власти, а также органами власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами.реферат [29,6 K], добавлен 21.12.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем .

© 2000 — 2023, ООО «Олбест» Все права защищены

Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности

17.1. Сущность лицензирования В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г.

№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий. Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п.

1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ.

Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности.

В уведомлении указываются следующие сведения:а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;в) лицензируемая деятельность;г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

vernuti-tovar.ru
Обсуждения
Оценщик автомобилей для наследства

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Комментариев  0
Продажа авто если в птс нет места

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

Комментариев  0
Военная часть в тамбове радиоэлектронная борьба

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top