Почему хаммурапи решил вырезать свои законы в колонне
Оглавление:
Как Хаммурапи превратил Вавилон в могучее государство и пиарил себя
28 октября 2020290 прочитали2 мин.660 просмотров публикацииУникальные посетители страницы290 прочитали до концаЭто 44% от открывших публикацию2 минуты — среднее время чтенияДревний вавилонский царь Хаммурапи лучше всего запомнился Законами Хаммурапи, которые были начертаны на каменных столбах размером с человека и установленных в городах царства.Но система из 282 законов была лишь одним из достижений правителя, который превратил Вавилон, город-государство, расположенный в 60 милях к югу от современного Багдада, в доминирующую державу древней Месопотамии.Хаммурапи Во время своего правления, которое длилось с 1792 года до его смерти в 1750 году до нашей эры, Хаммурапи во многих отношениях также служил образцом того, как сочетать военную мощь, дипломатическую ловкость и политическое мастерство, чтобы построить империю, которая простиралась от Персидского залива вглубь страны на 250 миль вдоль рек Тигр и Евфрат.На протяжении большей части своего правления Хаммурапи полагался на дипломатию для продвижения интересов Вавилонии, одновременно наращивая свою армию. Когда Хаммурапи стал царем в 1792 году до нашей эры, Вавилон не мог соперничать со своим южным соперником Ларсой, чей царь Рим Син I победил в битве отца Хаммурапи.
Он построил храмы, зернохранилища и дворцы, построил мост через реку Евфрат, который позволил городу расшириться на обоих берегах, и прорыл большой ирригационный канал, который также защищал землю от наводнений.Разрушенные кирпичные стены составляют археологический памятник Вавилона, построенный между 18-м и 6-м веками до нашей эры на берегу реки Евфрат, недалеко от иракского города Хилла.
Вавилон постепенно превратился в богатое и процветающее место. При этом Хаммурапи также позаботился о том, чтобы все знали, что это его заслуга.После нескольких десятилетий строительства Вавилона Хаммурапи был достаточно силен, чтобы начать захватнические войны. В быстрой последовательности он двинулся на Эшнунну на востоке, Ассирию на севере, Ларсу на юге и Мари на Западе.У Хаммурапи был ловкий, хотя и двуличный способ сочетать силу и дипломатию.
Он заключал союзы с другими правителями, а затем разрывал их всякий раз, когда это было удобно.Он также вел иногда и подлые, но действенные способы войны. Один из его трюков состоял в том, чтобы перекрыть водоснабжение города врага. И если жажда не помогала договориться с правителями города, то он резко открывал все каналы и город просто смывало.
Тщательно разработанный юридический кодекс Хаммурапи охватывал вопросы, начиная от безопасности строительства и наследства до дисциплины рабов и платы, которую древние ветеринары должны были платить за работу.Это была не первая правовая система, и Хаммурапи фактически включал законы, созданные предыдущими царями. Единственное, что у его вариаций законов было больше прав и свобод для граждан.Правовая система Хаммурапи включала в себя черты, знакомые сегодня, такие как презумпция невиновности — человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Кроме того, в его законах можно усмотреть первый вариант системы алиментов.В некотором смысле Законы Хаммурапи также были инструментом общественных отношений, способом для царя тонко рекламировать себя как мудрого, благожелательного правителя.
С этой целью сохранившийся пример каменных колонн Хаммурапи изображает его встречу с Шамашем, вавилонским Богом справедливости.Оборотная сторона таблички с надписями о работах, осуществленных царем Хаммурапи (около 1792-1750 гг. до н. э.). Хаммурапи, по сути, стал первым использовать политическую агитацию.
Возможно, большинство его достижения вовсе не принадлежали ему.
Но все же он был поистине великодушным правителем, который хотел, чтобы его подданные наслаждались лучшей жизнью.
В переписке древнего короля со своими чиновниками он ясно дает понять, что любой, кто почувствовал, что с ним плохо обращаются при дворе, может обратиться к королю с просьбой о помиловании. Он гарантировал, что все люди будут судимы справедливо и не должны бояться его власти.Интересно?
Хочешь больше узнать интересных фактов и историй?Тогда ставь большой палец вверх, оставляй комментарий, делись ссылкой в социальных сетях и подписывайся на!
Высеченные на каменном столбе правила: законы царя Хаммурапи
Археология во все времена открывала перед человечеством секреты прошлой жизни.
Одной из самых ценных находок, сделанной в начале 20 века на территории древнего города Сузы, стали высеченные на каменном столбе правила, которые позже были названы законами Хаммурапи.
Что представляет собой этот своеобразный кодекс, и кем был его создатель?
Об этом мы расскажем прямо сейчас.О древнего Вавилонского государства, до восхождения на престол известно немногое.
В 1793 году до нашей эры он стал единоличным правителем своей пока небольшой империи.
Однако не этими завоевательными походами прославился царь.Настоящим достижением того времени стало создание своеобразной конституции – законов Хаммурапи.
Высеченные на каменном столбе правила, по которым в то время жил Вавилон, стали не только историческим памятником, но и неплохим источником сведений об устройстве государства и светской жизни в ту эпоху. написаны на шумерском языке, алфавит которого больше всего напоминает клинопись. Высеченные на каменном столбе правила прекрасно сохранились, что позволило досконально изучить все тонкости правового и государственного устройства Вавилона в период правления создателя законов, а также на протяжении многих веков после его смерти.Сам столб изготовлен из базальта, довольно прочного камня.
Стоит заметить, что высеченные на каменном столбе правила сохранились не полностью: 35 из них были стёрты. Однако их удалось восстановить с помощью документов, сохранившихся в библиотеке царя Ассирии Ашшурбанипала.Хаммурапи, судя по изложенным на базальтовом столбе правилам, старался урегулировать практически все сферы жизни в своём государстве.
Законы содержат множество пунктов в области торговых отношений, в частности ответственность продавца за продажу некачественного товара, в том числе ювелирных изделий, ткани и даже кораблей. Высеченные на каменном столбе правила достаточно подробно разъясняют и последствия любых преступных деяний, будь то кража, преднамеренное или случайное убийство или чародейство. Кроме того, они предусматривают ответственность и за лжесвидетельство.
Немалая доля законов посвящена институту брака и семейному праву, а также имущественным отношениям.Об исторической ценности законов Хаммурапи можно судить лишь по тому, что это единственный хорошо сохранившийся источник, который позволил узнать не только о древневавилонском, но и о древневосточном праве вообще. Учёные пришли к выводу, что царь Вавилонского государства взял за основу своих законов те правила, которые царили в обществе на тот момент, но не везде были обязательными в исполнении.
Также законы Хаммурапи позволили понять многие стороны жизни населения в Месопотамии во 2-м тысячелетии до нашей эры. 8 февраля, 2015 Статья закончилась.
Вопросы остались? Комментарии 0 Новые Обсуждаемые Популярные Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить
Законы Хаммурапи — общая характеристика, основные положения и содержание
138 Автор статьи Время на чтение: 17 минут 21 июня 2020 3952 Кодекс Хаммурапи получил название по имени царя Вавилона, в годы правления которого (1793— 1750 гг. до н. э.) он был создан. С именем этого талантливого политика и полководца связывают возвышение Вавилонского государства.
Законы Хаммурапи — один из древнейших правовых памятников в мире. Они оказывали влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. Содержание: Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет.
Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:
- царством Ларсы;
- царством Эшнунны.
- государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.
К концу правления Хаммурапи государство было обширным и строго централизованным. Царская власть была единоличной и абсолютной. Он считался божественным избранником, чья правота не может быть оспорена.
Правитель был наивысшим авторитетом, источником закона и обладал безраздельной властью над своими подданными. Общество состояло из трёх классов: свободных людей (авилумов — членов общины, и мушкенумов, не принадлежащих к общине), вольноотпущенников и рабов.
Большая часть населения относилась к первому из них. Интенсивно росли товарно-денежные отношения, развивалась торговля.
Усиливались частные рабовладельческие хозяйства. Править обширной империей можно было лишь при наличии строгого и справедливого порядка.
Для его установления и был создан свод законов Хаммурапи.
Судебно-правовая реформа позволила обобщить древние неписаные нормы поведения, которые зародились в первобытном обществе. Конусообразная стела с высеченным на ней судебником была обнаружена в 1901—1902 гг. французской экспедицией под руководством египтолога Жака де Моргана.
Отсутствие чёткой даты связано с тем, что камень был расколот на три части. Стела изготовлена из диорита тёмно-коричневого, практически чёрного цвета. Вверху лицевой части стелы высечен барельеф — две фигуры.
Одна из них стоит, другая сидит на троне.
По мнению учёных, сидящим изображён Шамаш — солярное божество вавилонян.
На это указывают символические солнечные лучи, исходящие у него из плеч.
Древесные шишки, изображённые у ног божества, олицетворяют скалы, горы и деревья, над которыми встаёт солнце. Стоит перед Шамашем, по-видимому, сам Хаммурапи. Его поза выражает глубочайшее почтение и благоговение.
Царские законы высечены клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть под барельефом и всю обратную сторону. Часть текста по неизвестным причинам отсутствует.
Предположительно его уничтожили воинственные соседи Вавилона — эламиты, захватив стелу во время очередного набега на Вавилон, чтобы на их месте высечь текст, прославляющий царя Элама. Большая часть клинописного текста сохранилась.
Царь Хаммурапи преследовал цель унифицирования правовых норм, и это одна из первых значительных попыток такого рода в истории. Таблица даёт общее представление о разделах кодекса. Они охватывают все сферы жизни людей, принадлежащих к различным классам: Статьи 1-5 Статьи 6-126 Статьи 127-195 Статьи 196-214 Статьи 215-282 Посвящены суду Посвящены праву собственности, договорным отношениям Посвящены семье и наследованию Посвящены преступлениям против личности Посвящены имущественным преступлениям и договорным отношениям Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле.
В прологе приводится обоснование власти Хаммурапи, якобы благословенной богами, с теологической точки зрения. В эпилоге говорится о страшном наказании, которое навлечёт на себя нарушивший свод законов, и о божественной поддержке тех, кто будет почитать кодекс Хаммурапи.
Статьи по отраслям права размещены в основной части кодекса.
Параграфы с первого по пятый включительно описывают принципы правосудия. Так, если кто-то обвинит другого человека в преступлении, а доказательств не представит, он подлежит наказанию.
Иногда это даже лишение жизни, если речь идёт об обвинении в убийстве или чародействе. В последнем случае обвиняемого дополнительно подвергают испытанию водой.
Если он уйдёт под воду, то обвинивший получает его дом.
Если судья безосновательно изменит свой приговор, он подлежит публичному осуждению, денежному штрафу и лишению должности. Потерпевшему он должен был возместить сумму иска, предъявленную по этому делу, в двенадцатикратном размере. Впоследствии разжалованный чиновник уже никогда не мог занимать эту должность.
Регулированию имущественных отношений царя и его приближённых, общинников, храмов посвящены параграфы с шестого по двадцать пятый. Их содержание включает описание наказаний за кражу имущества, скота, людей. Они были самыми суровыми. Кража из дворца или храма каралась смертью, так же как и мародёрство во время пожара, грабёж, создание пролома в стене с целью воровства.
В последнем случае виновного полагалось убить и зарыть здесь же, на месте совершения преступления. Если же вор похитил дворцовое либо храмовое имущество, но не на священной территории, он был должен возместить ущерб в тридцатикратном размере. За кражу имущества мушкенума полагалось возмещение в десятикратном размере, а если вор оказывался материально несостоятельным, он карался смертью.
Имущество, которое царь давал в награду за службу, было особо защищено законом (§§ 26—41). Имущество воина, попавшего в плен, его земельный надел, должно быть ему возвращено после того, как воин вернётся домой. Поле и сад могли также быть переданы сыну пленённого с учётом того, что теперь он будет нести ленную службу.
Если же воин оставит надел по собственной воле и будет отсутствовать более трёх лет, возвращению земля не подлежит. При отсутствии менее одного года он мог получить надел обратно без проблем, а в ситуации, когда срок составлял от одного до трёх лет, очевидно, к решению вопроса привлекалось военное начальство. Наградное имущество не подлежало продаже или отдаче за долги даже жене и детям.
Ленник мог распоряжаться только купленной им землёй, но не полученным за службу участком. Продать его можно было лишь тому, кто также нёс ленную службу.
В этом разделе (§§ 42—87) большое внимание уделяется вопросам аренды земельных участков.
В частности, прописывается ответственность арендатора за необработанную землю. Он должен возместить хозяину ущерб в размере урожая, который мог бы вырасти на этом поле.
Уточняют правила аренды статьи 45—48.
Если урожай погиб до внесения арендной платы, возмещает убытки арендатор.
История неоднократно демонстрировала, как государство защищает интересы обеспеченных слоёв населения, и кодекс царя Хаммурапи — не исключение. Параграфы 53—58 описывают взыскания за причинение арендатором ущерба соседям вследствие потравы поля скотом или затопления из-за отсутствия должной обваловки.
Поля подлежали обвалованию, так как вода хранилась в бассейнах и без соответствующих заграждений могла залить соседские поля. В этом случае виновный должен был возместить стоимость погубленного урожая.
За потраву предусмотрено взыскание 20 или 60 гур зерна, в зависимости от размеров ущерба, на каждый бур поля. Параграфы 59—66 посвящены вопросам аренды садов и деликтам в этой области.
Устанавливается наказание за рубку деревьев без ведома собственника (0,5 мины серебра), отсутствие должных работ. Так, § 65 определяет, что если арендатор не заботился о саде должным образом и урожай был плохим, то надлежит всё собранное полностью отдать владельцу.
Параграф 66, тем не менее, защищает интересы должника, запрещая чиновнику отбирать у него в кабальную аренду финиковый сад и давая возможность отсрочки для сбора урожая, его продажи и погашения части долга. Параграфы 67—87 сильно повреждены, но понятно, что они посвящены аренде домов.
Были восстановлены лишь отдельные фрагменты.
Этот раздел регулирует:
- Деятельность ростовщиков.
- Деятельность торговцев.
- Коммерческие операции рядовых общинников.
В § 88 устанавливается норма роста по займу, а § 89 разрешает должникам расплачиваться натурой, а не деньгами.
Многие из записей этого раздела также были разрушены. Параграфы 93—95 частично защищают права должника и предупреждают злоупотребления со стороны кредитора. В этом разделе также регулируются отношения между тамкаром и шамаллумом (купцом и агентом), деятельниц корчемниц.
Относительно последних, например, постановлено, что отказ принять в уплату за сикеру зерно, а также использование гири, имеющей неправильный вес, караются смертной казнью. Торговой деятельности общинников посвящены статьи 112—126.
Здесь поднимается тема взятия в заложники одного из членов семьи либо раба должника. Закон запрещал лишь доводить заложника до смерти, но не отрицал жестокое отношение к нему, включая побои.
При этом если заложник умирал вследствие естественных причин, кредитор освобождался от наказания. Параграф 117 разрешает продавать либо отдавать в долговую кабалу кого-либо из членов своей семьи с правом освобождения на четвёртый год. Если же в долговую кабалу задаром отдавались рабы, кредитор даже имел право их продать третьему лицу.
Параграфы 120—126 посвящены хранению чужого имущества, в том числе и зерна.
Хранитель, нарушивший условия, должен был возместить хозяину убыток, однако для этого нужно было предварительно заключить договор о хранении и передать имущество в присутствии свидетелей.
Заключительная статья раздела описывает ситуацию, когда житель квартала ложно обвинил соседей в пропаже имущества.
В таком случае надлежало взыскать с него двойную стоимость того, что он пытался получить. Этот раздел кодекса (§§ 127—194) регулирует следующие ситуации:
- Имущественные отношения между членами семьи.
- Наследование и усыновление.
- Брак и развод.
Наказания за правонарушения в этой сфере были чрезвычайно жёсткими.
Супружеская измена, изнасилование замужней женщины или малолетней карались смертью. Жена человека, попавшего в плен, не имевшая средств к существованию, могла выйти замуж вторично, но обязана была уйти к первому мужу в случае его возвращения. Если же в её доме «было пропитание», изменницу, безосновательно вышедшую замуж второй раз, ожидала казнь через утопление.
Развод мужу разрешался в случае безнравственного поведения супруги либо отказа в супружеской близости. Замужняя женщина могла иметь собственное имущество и распоряжаться им по своему усмотрению: например, подарить старшему сыну. На него не могли претендовать и кредиторы мужа.
Для этого супруг должен был оформить дарственную, скрепив документ печатью. Закон подробно регулирует и имущественные отношения между женихом и невестой, отмечая, что в случае отказа мужчины от женитьбы брачный дар и выкуп ему не возвращались. Отец же невесты при расторжении брака по его инициативе возвращал жениху дары в двойном размере.
Кодекс защищает права вдовы, которая может остаться в доме покойного мужа и пользоваться всем, что он имел. У вдовы, имеющей малолетних детей, могло появиться желание вступить в новый брак. В этом случае её участь решал суд.
Несколько параграфов посвящено правам детей, рождённых от рабынь и жриц, а также усыновлённых. Так, новорождённый найдёныш остаётся в доме усыновителей навсегда и не может быть истребован по суду. Приёмыш же, усыновлённый в более старшем возрасте и нашедший своих кровных родителей, может вернуться в дом отца.
Наказания за смерть приёмного ребёнка также были предусмотрены.
Если у кормилицы умирал малыш, а она пыталась скрыть этот факт и подменить ребёнка другим, ей отрезали грудь. В этом разделе (§§ 195—214) описываются наказания за убийства и телесные повреждения. К последним относят удары, ранения в драке, переломы, выбивание зубов и прочее.
Наказание при этом зависело от того, к какой группе принадлежал потерпевший: авилумов или мушкенумов. В первом случае виновного ожидало соразмерное ущербу наказание, во втором — лишь денежный штраф. Что же касается женщин, то нанесённые им телесные повреждения вообще не карались.
Исключение составлял случай, когда у беременной женщины после избиения происходил выкидыш.
За это взыскивалась денежная компенсация, её размер зависел от социального положения потерпевшей. В случае смерти женщины в результате избиения либо применялся талион (равное возмещение, то есть смерть за смерть), если она принадлежала к классу авилумов, либо также взыскивалась компенсация. Это последний раздел судебника (§§ 195—214).
В него входят статьи:
- О тарифах на наём разных категорий работников — сельскохозяйственных рабочих, корабельщиков, строителей, ремесленников. О способах оплаты их труда (сельскохозяйственные рабочие — зерном, прочие категории — серебром).
- О тарифах на наём скота, судна, сельскохозяйственных орудий и ответственности нанимателя.
- О приобретении рабов и ответственности продавца.
- Об ответственности строителей и корабельщиков.
- Об ответственности врачей и ветеринаров.
Список наказаний в этом разделе также обширен: от смертной казни для строителя за смерть домовладельца в случае обрушения здания до отрезания ушей дерзким рабам.
Появление рассмотренного кодекса законов древнего Вавилонского царства не было случайным.
Его создание было требованием времени.
Историческое значение законов Хаммурапи для последующих поколений заключается прежде всего в том, что это источник ценнейших сведений об экономических и правовых отношениях в древнем обществе. Помимо этого, судебник помог сделать учёным новые шаги в освоении клинописи. Его ценность неоспорима, а изучение статей и восстановление утраченных фрагментов продолжается и по сей день.
Понравилась статья? Поделитесь ей А какая Ваша оценка этой статьи? Чтобы сюда попасть — пройдите тест За неделю Все время Награждены
Законы Хаммурапи.
Дикие, но справедливые
2 июня 2018570 прочитали2,5 мин.945 просмотров публикацииУникальные посетители страницы570 прочитали до концаЭто 60% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтения Око за око, зуб за зуб — принципы, которые человечество впитывало с молоком матери-вселенной. Стоит немного пошалить, и жди зеркальные меры от соседа с каменным топором.
Облачить правовые нормы в единый свод удалось не сразу.Хаммурапи, правитель Вавилона с 1793 по 1750 годы до нашей эры, сумел не только отгрохать одно из самых могущественных государств Междуречья, но и залез во все сферы общественно-политической жизни, начиная от орошения полей до борьбы с коррупцией.
Его законы с колокольни XXI века могут показаться чрезмерно жестокими, но крайне эффективными.
Законы Хаммурапи считаются первым источником светского права, поскольку царь избавился от влияния сакральной сферы и выделил правовые моменты в список из 282 параграфов, которые регулировали жизнь общества. Из подробного свода мы можем узнать и о проблемах вавилонян.
К примеру — что делать, если неразумный сынок поднял руку на отца? Отрубить руки наглецу, конечно.
Обвиняешь соседа в убийстве, а доказательства дома забыл? Отправляйся в могилу, и лопату не забудь. Встречаются и откровенно странные моменты, связанные с чародейством.
Мол, обвиненному в нелегальной магической деятельности стоит доказать свою невиновность простым способом — погрузиться в реку: “Если река овладеет им, то тот, кто его обвинил, получает его дом, а если река объявит этого человека невинным, и он останется невредим, то того, кто бросил на него подозрение в чародействе, должно предать смерти, а опускавшийся в реку получает дом своего обвинителя”.
Неплохое преимущество для закаленных пловцов!Мы встречаемся с обычаями, которые пережили как самого Хаммурапи, так и все вавилонское царство.
“Суд рекой” прочно укоренился в культуре — его следы можно отыскать даже в Средневековье, когда инквизиторы всеми способами пытались разоблачить ведьм.
Пошла ко дну — хорошей была женщиной, всплыла в мешке — сжечь чертовку.Конечно, жители Вавилона делились на сословия, и права некоторых граждан закономерно возвышались над остальными.
Случайно сломал руку рабу или выбил ему глаз?
Будь добр, возмести половину стоимости.
Что произойдет, если невольник осмелится поднять руку на гражданина: “Если чей-либо раб ударит по щеке свободного, то должно отрезать ему ухо”.Регламентируются даже избиения беременных.
Видимо, была и такая практика. При этом определен размер выплаты за выкидыш — 10 сиклей серебра, около 120 грамм драгоценного металла.
А если умрет и сама женщина, преступнику приходилось расплачиваться жизнью своей дочери. И никто не задается вопросом, где дочь брать, если ее нет даже в проекте.Весьма интересной представляется ситуация с порчей и уничтожением чужого имущества. “Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают пред этим проломом”, — весьма сурово обходятся с бузотерами, оставляющими дырки в домах.
Отдельно рассматривается ситуация с мародерами, которые приходят к чужому дому, чтобы помочь в тушении пожара, а на деле втихую грабят несчастного хозяина. Их предлагают сразу кидать в огонь.
Просто, эффективно и быстро.Отдельное место в списке отведено врачевателям.
Надо полагать, что вавилонским лекарям приходилось сталкиваться с болячками, о которых они не имели представления. К тому же, диагноз ставился примерно “на глаз”, а орудовать приходилось инструментами, при виде которых современные хирурги бились бы в истерике. Тем не менее, профессия врача была высокооплачиваемой, и суммы были зафиксированы в своде законов.
За сломанную кисть или проблемы с внутренними органами больной платит 5 сиклей серебра, вольноотпущеннику позволено тратить 3 сикля, а рабу — 2 сикля. Другой вопрос, откуда им набрать такую сумму.Предусмотрены и сложные операции, которые требуют повышенной платы: “Если врач, делая кому-нибудь тяжелый надрез бронзовым ножом, излечит человека, или, снимая с чьего-нибудь глаза бельмо бронзовым ножом, вылечит глаз человека, то он получает десять сиклей серебра”.
С другой стороны, в случае оплошности, смерти пациента или повреждения глаза врачей просто лишали рук. Если в древней Месопотамии увидите грустного человека без ладошек — знайте, что он плохо управлялся со скальпелем.Особое отношение было к незаконным связям, которые порочили честь и достоинство семьи.
Уже тогда были в ходу брачные договоры, без которых союз считался недействительным. Неверную жену, которую застукали с другим, предлагалось бросать в воду вместе с ее любовником.
Предварительно связав, конечно же. Впрочем, муж-рогоносец мог простить супругу, но тогда без наказания оставался и мужчина, к которому она бросилась в объятья.Женщины, у которых вечно болит голова, также попали в свод законов. Необходимо было выяснить, почему она отвергает супруга.
И если выяснится, что у нее есть интрижка на стороне — готовься к казни.
Отдельное наказание придумано для коварных особ, мечтающих избавиться от мужа. Если цели удалось добиться, преступницу сажали на кол, чтобы другим было неповадно.Ужасные кары поджидали людей, которые прельстились красотой родственников.
И если за “познание” дочери предлагалось просто изгонять наглеца, то с другими случаями все обстояло серьезнее. К примеру: “Если кто-нибудь по смерти своего отца ляжет с своею матерью, то должно сжечь их обоих”. Вавилоняне все-таки были поборниками нравственности.Смерть ожидала и отцов, которые решили переспать с невестой сына.
Но это касалось только случаев, если сын сам успел провести первую брачную ночь. В ином случае девушке возвращалось все, что было принесено из дома ее отца, а также выплачивалось полмины серебра.Законы Хаммурапи охватывали почти все сферы общественной жизни, которые требовали урегулирования, начиная от торговых отношений и выращивания урожая до лечения скота.
Внимание уделялось разводам и появлению наложниц в доме, разоренным гражданам и воспитанию приемных детей.
За неприязненные отношения пасынку могли спокойно отрезать язык или вырвать глаз.Немудрено, что подробный список, который в свое время стал революционным для древнего мира, в том или ином виде пророс в законах, которыми пользовались и далекие предки. Отголоски законов Хаммурапи мы можем проследить на века вперед.
Законы Хаммурапи: Правосудие по-вавилонски
305 Царь Хаммурапи записал первые законы в историиШестой царь Вавилонии Хаммурапи правил с 1793 по 1750 год до нашей эры. Этот могущественный государь сумел объединить под своей властью земли от Персидского залива до Ассирии.
А ведь на момент его воцарения Вавилония была сравнительно скромным и молодым царством. Достигнутые успехи позволили ему хвастливо заявлять в преамбуле к своему знаменитому сборнику законов:
«Я — заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаэля, могучий наследник Синмубаллита, вечное семя царственности, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар»
.Текст на базальтовом столбеСоздание единого свода законов, предназначенных для поддержания порядка в огромном царстве, было не менее выдающимся деянием Хаммурапи, чем успехи в битвах. Царь повелел высечь на каменном столбе высотой 2,25 метра полное содержание всех своих установлений.
Он стоял в главном городском храме под названием Эсагила. Но во время бесконечных войн между Вавилонией и Эламом эламский царь Шутрук-Наххунте I (правил примерно в 1185-1155 годах до нашей эры) изгнал вавилонское войско со своих земель. Потом он совершил победоносный поход в Вавилонию, разграбил её города и увёз из Вавилона в Сузы (столицу Элама) богатую добычу.
В том числе и камень с высеченными на нём законами.В 1902 году французская археологическая экспедиция во время раскопок древних Суз нашла три чёрных базальтовых монолита почти цилиндрической формы с клинописными записями почти трёх сотен статей судебника Хаммурапи. Это оказался тот самый столб, разделённый на три части. Именно тогда мир узнал об их существовании и назначении, а парижский музей Лувр стал обладателем, пожалуй, самого прославленного образца вавилонской культуры.Вверху монолита изображён сам законодатель, стоящий перед богом солнца Шамашем.
Он почтительно принимает от божества свод законов, чем демонстрируется их небесное (сверхъестественное) происхождение.
А дальше бежит текст, покрывающий весь столб с обеих сторон.Первый в мировой истории юридический кодекс, определяющий права и обязанности свободных граждан (не рабов — они ещё долго будут считаться не людьми, а имуществом!), начинается историческим вступлением. Хаммурапи объявляет, что боги призвали его управлять
«для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа»
.За введением следует изложение самих законодательных актов.
Всего 282 статьи, охватывающие почти все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право).
Завершается текст проклятием, призывающим всевозможные кары на головы нарушителей законов.Око за око!Прежде всего, закон защищал собственность.
За кражу имущества полагалась смерть.
За порчу — суровое наказание. Если новый корабль давал течь, то корабельный мастер должен был за свой счёт выстроить другой, более прочный. Если кто-нибудь небрежно относился к укреплению дамб и каналов, жизненно необходимых стране, и в результате прорыва плотины заливались чужие поля, то он должен был возместить убытки всем соседям.
Закон следил за своевременной уплатой аренды и за возвратом долга.В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб».
Осуждённым даже за малейшие проступки прокалывали или отрезали уши, губы, пальцы, а иногда обливали лицо кипящей смолой.Если врач неаккуратно сделает надрез и причинит смерть пациенту или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит глаз, ему следует отрубить руку.
Если архитектор строит для кого-нибудь дом и этот дом непрочен и обрушивается на его владельца, то архитектор достоин смерти.
Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью собственного сына.Воины (царские наёмники) получали от государства земельные наделы, рабов и домашних животных, но обязаны были по первому требованию царя выступить в поход.
Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл.
Надел, пожалованный царём, оставался неприкосновенным.Чтобы не уменьшалось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые оказались в тяжёлом материальном положении.
В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство, которое прежде было пожизненным, тремя годами работы на кредитора. После этого ссуда, независимо от суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год.Немало места уделялось семье и браку.
Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны мужа считалось преступлением, если он соблазнил жену свободного человека.
Это деяние каралось большим штрафом.
Но в отношении неверных женщин закон был значительно более суров — утопить. Если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания.О наказании нерадивых хозяек сообщалось следующее:
«Если она много болтала, если пренебрегала своим домом и не воспитывала своих детей порядочными людьми, то надлежит бросить её в воду!»
.
Что касается отца, он не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и обязан был научить их своему ремеслу.Образец для Ветхого ЗаветаПри Хаммурапи граждан стали судить не старейшины, как в прежние времена, а специальные чиновники-судьи, поставленные царём в каждом городе. Все дела решались в строго определённом порядке.
Секретарь записывал весь ход судебного разбирательства.
Если дело было сложным и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где дело слушали в главном суде. Недовольные решением могли обжаловать его перед царём.По сей день учёные спорят о том, содержатся ли в Ветхом Завете прямые заимствования из судебника Хаммурапи. Вероятно да, ведь библейский патриарх Авраам жил как раз во времена вавилонского законодателя.
Это значит, что у древних евреев ещё не было своего государства. Но некоторые полагают, что законы Хаммурапи и Пятикнижия опирались на более общие древние правила, укоренившиеся повсеместно на Востоке к началу II тысячелетия до нашей эры.Сравнивая законы Ветхого Завета и законы Хаммурапи, выдающийся русский востоковед Борис Тураев отмечал их сходство в деталях и в композиции.
Так, например, отдельные статьи кодекса Хаммурапи соответствуют ветхозаветному принципу уголовного наказания («глаз за глаз, зуб за зуб» в Книге Исход). Много общего имеют брачные правила в кодексе Хаммурапи и законах Моисея.
Похожа этическая направленность обоих кодексов.Законы Хаммурапи не идеальны, но ведь они были одними из первых у людей. Древнейший в мире кодекс, хотя и был построен на фундаменте существовавших с незапамятных времён суровых обычаев, предлагал, безусловно, разумные и справедливые нормы права.
Самой прогрессивной чертой в вавилонских законах являлось то, что индивидуальную месть за несправедливость, как правило, заменяла месть государственная. Так на смену родоплеменному строю постепенно приходили новые отношения.История с просторов интернета.P.S.

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...