Отличие международного правонарушения от смежных деяний
Оглавление:
Отличие международного правонарушения от смежных деяний
» Гражданам Правильная квалификация поведения государства связана с необходимостью не только установления признаков правонарушения, но и отграничения правонарушения от деяний, смежных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признаками. Это недружественные акты и преступления международного характера.Недружественный акт — такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, вследствие чего нет и правонарушения.
Недружественные акты ущемляют интересы государств, которые не защищены международным правом.
К подобным действиям (актам) относятся, например, ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на территории данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности. Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулировании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства.Преступления международного характера — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т.е.
имеющие международную опасность. Главный отличительный признак таких преступлений — они совершаются вне связи с политикой государства индивидами, не являющимися должностными лицами государства, не действующими от его имени, а наоборот, поступающими, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства.При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государство от ответственности.
Они представляют собой ситуации, при которых поведение в нормальных условиях было бы правонарушением.Отличие в том, что первое формально содержит все элементы правонарушения, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.
КМП отметила случаи, когда,
«несмотря на явное наличие двух условий существования международно-противоправного деяния, нельзя сделать вывод о его существовании»
. Комиссия назвала следующие: согласие, контрмеры, форс-мажор, бедствие, состояние необходимости, самооборона.Надо подчеркнуть вместе с тем, что международное право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens (и прежде всего при совершении международных преступлений).В соответствии со ст.
20 Проекта данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого. Согласие должно быть юридически действительным, т.е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.Согласно ст.
22 Проекта это действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого.Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства.
Но именно их ответный характер в отношении государства- нарушителя исключает ответственность за них.Противоправность деяния исключается в случае, если оно является законной мерой самообороны в соответствии с Уставом ООН (ст. 21 Проекта). В ст. 51 Устава закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение.Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или непредвиденным событием.
В таких случаях государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изменить ситуацию. Так, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. исключает ответственность, если ущерб
«является результатом акта войны, военных действий, гражданской войны, восстания или природного явления исключительного, неизбежного и неотвратимого характера…»
(ст.
III).Это ситуации, когда представители государства под воздействием сил природы или в случае аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц (ст.
24 Проекта). Речь идет о фактическом отсутствии свободы выбора поведения в экстремальных ситуациях. В данном случае налицо не только волевое действие, но и осознанное нарушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий. Так, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.
допускает, как исключение, соответствующие действия в целях спасения человеческой жизни на море.Статья 25 Проекта не допускает ссылки на такое состояние как на основание исключения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству.Источник: https://bstudy.net/607022/pravo/otgranichenie_pravonarusheniy_smezhnyh_deyaniyФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮФилиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
в г. Брянске(Брянский филиал ОРАГС) Кафедра конституционного и муниципального права Специальность 030501 – Юриспруденция Контрольная работа по дисциплине: «Международное право» вариант №8 Выполнил: Студент группы ЮСЗ-09 Городецкая М.А.
Преподаватель: Самкова М.И.Брянск 2011 Правильная квалификация поведения государства связана с необходимостью не только установления признаков правонарушения, но и отграничения правонарушения от деяний, смежных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признаками. Это — недружественные акты и преступления международного характера. Недружественный акт — такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, вследствие чего нет и правонарушения.
Недружественные акты ущемляют интересы государств, которые не защищены международным правом. К подобным действиям (актам) относятся, например, ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на территории данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности.
В данных и других аналогичных случаях государство само вправе решать, как поступить, если это не противоречит обязательствам по договорам. Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулировании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства. Преступления международного характера — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т.
Главный отличительный признак таких преступлений — то, что они совершаются вне связи с политикой государства, индивидами, не являющимися должностными лицами государства, не действующими от его имени, наоборот, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства.
Государству не присваивается деятельность частных лиц, поэтому данные преступления не являются основаниями международно-правовой ответственности. Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.
В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования. Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере.
Считается, что это примерно 110 км.
Космическое пространство можно условно подразделить на близлежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее пределах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами.
Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно условны. Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории: 1) пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и 2) пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий). Такие пространства, государственная территория и негосударственная (международная) территория, отделены друг от друга границами.
Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически, до центра Земли вглубь ее недр, а практически, на достигнутую для проникновения в недра глубину. Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздушное пространство над земной поверхностью в пределах государственной и негосударственной территории, правовой режим которых и условия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, составляя, в частности, предмет регулирования международного морского и воздушного права.
Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права. По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом. Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом.
Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами. Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран.
Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
Международное право и национальные правовые системы выработали общепризнанные категории, обозначающие территорию.
Как уже было сказано выше, под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела. По основным видам правового режима вся территория подразделяется на 3 типа: 1) государственная территория; 2) территория со смешанным режимом; 3) территория с международным режимом.
1. Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.
Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории.
В ее состав входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей.
право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории. Причем эти органы и лица должны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом.
Это положение подтверждается судебной практикой (в начале 80-х гг. спецслужбы США, выполняя задание, причинили ущерб имению американского гражданина в Гондурасе.
Пострадавший обжаловал эти действия в судебном порядке. Апелляционный суд США в октябре 1984 г. установил свою юрисдикцию в отношении данного иска, а также право истца).
Находит все более широкое признание такой принцип экстратерриториальной юрисдикции, как принцип защиты.
Согласно этому принципу государство вправе привлекать к уголовной ответственности лиц, не являющихся его гражданами, за совершенные вне его территории преступления, направленные против существенных интересов самого государства или его граждан. Закон США 1986 г., посвященный обеспечению дипломатической безопасности и борьбе с терроризмом, установил уголовную юрисдикцию США в отношении любых лиц, совершивших за рубежом убийство американского гражданина или причинивших ему тяжкие телесные повреждения (ч.3, ст. 12 УК РФ, в случаях, если преступление направлено против интересов России).
Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике Советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.), транзита через территорию (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монголии через территорию РФ от 19 октября 1992 г.), регулирование передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понимании между РФ и США в отношении «открытой суши» от 17 июня 1992 г.) и другие.
Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной территории территорией другого государства (других государств).
Такой регион именуется анклавом. Примеры: Калининградская область РФ, доступ, в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отдаленный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира.
Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом.
Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории.
Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозой силой. Территория государства может изменяться в результате: – разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств; – национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение (создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, то есть народное ание о государственной принадлежности определенной территории.
Так, в 1961 году население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района – за объединение с Республикой Камерун);Источник: http://student.zoomru.ru/mejpravo/problema-otgranicheniya-mezhdunarodnyh-pravonarushenij-ot/97351.784423.s1.html
В33. Международно-противоправное деяние государства: понятие и виды.
Стр 8 из 28 Международноеправонарушение представляет собой противоправное общественно опасное с точки зрения международного сообщества деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.
Выделяют признаки (элементы) состава международного правонарушения. Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.
1.Международная общественная опасность — свойство правонарушения, в силу которого оно способно причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.
2.Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов. 3.Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесенного вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает.
4.Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности. В международном правонарушении, как и во внутригосударственном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответственности и образующих состав международного правонарушения.
В принципе, элементы состава международного правонарушения те же, что и во внутригосударственном праве, однако они не всегда идентичны принятым во внутреннем праве. Объект международного правонарушения — это то, на что посягает международное правонарушение (сложившаяся система международных отношений, международный правопорядок, права и свободы человека, а также иные посягательства на правопорядок, установленные международными обязательствами).
Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международных отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность. Международно-противоправное деяние может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Действие представляет собой активное поведение правонарушителя.
Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить какие-либо действия. В отличии от права внутреннего (УП, АП), где противоправность предполагает соответствия деяния точному описанию правонарушения правовой норме, в МП любое отклонение от обязательства представляет собой противоправное деяние.
Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совершившие международно-противоправные деяния. Государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы и их должностных лиц в случае, когда они превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности.
Например, если дипломатический представитель совершил действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, ответственность за это несет представляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных сил. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли полномочия государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких полномочий.
Следует отличать и разграничивать ответственность хозяйственных, общественных, политических и иных организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Практика связанная с рассмотрением дела в международном суде ООН пошла по пути отграничения ответственности государства от ответственности его хозяйствующих и общественных субъектов.
Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, даже если они имеют международный характер, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.
И вот здесь возникает волпрос – может ли государство отвечать за действия физических лиц, которые совершили серьезное международное преступление; ЮЛ, которые причинили огромный экономический ущерб другим государствам (кроме космического права)? Согласно МП государство будет отвечать только в одном случае.
Причем не за действия ФЛ и ЮЛ, а только в случае собственного бездействия по отношению к данным правонарушениям (т.е. за бездействия своих органов).
Субъективная сторона — отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако в теории международного права с этим элементом ответственности, в отличие от внутреннего права, существуют определенные трудности, которые в первую очередь связаны со спецификой субъектов международно-правовых отношений.
Ряд специалистов считают, что вина – необязательный признак международного правонарушения, ссылаясь на ряд международных договоров. В частности, на ст.2 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года, которая устанавливает ответственность без вины в тех случаях, когда ущерб от космической деятельности причинен на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
Если ущерб причинен в Космосе (за орбитой 110 км), то вина будет обязательным признаком международного правонарушения. Комиссии МП, основываясь на данном договоре, элемент вины не включила как обязательный признак международного правонарушения. Позиция: вину необходимо считать обязательным признаком международного правонарушения исходят из того, что при совершении международного правонарушения государство в любом случае проявляет свою первоначальную волю и осознает, что участвуя в той или иной МО, занимающейся разработкой космоса, эксплуатирующей ядерные объекты, потенциально отвечает за правовые последствия, связанные с такой деятельностью.
При совершении международного преступления выражение воли может носить и неправомерный характер, т.е. виновный характер. В теории международного права нет единого мнения о применимости в этой правовой системе понятия вины. Одни ученые считают, что вместо «вменения вины» следует использовать «присвоение субъекту поведения, представляющего собой нарушение международного обязательства».
Другие исходят из необходимости использования понятия вины, которое в этом случае выражается в заявлении потерпевшего о факте правонарушения и о возникновении ответственности. Международно-правовые нормы, как правило, не используют деление умысла на прямой и косвенный, а неосторожности — на преступную самонадеянность и преступную небрежность.
Так, в конвенциях зачастую используются термины «преднамеренное», «предумышленное» и т.д. Кроме того, некоторые составы международных правонарушений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована.
Речь идет о так называемой «ответственности независимо от вины», в частности об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (например, ядерными объектами, воздушными судами, космическими объектами и т.д.). Причинение вреда, ущерба могут носить и материальный и нематериальный характер.
Нематериальные – причинение вреда чести, самому государству, его органам, любое ущемление прав субъектов МП.
На практике как правило материальный и нематериальный ущерб переплетаются. Классификация правонарушений.
Все правонарушения делятся на 2 основные группы: 1) против внутреннего порядка; 2) правонарушения посягающие на международный порядок.
С середины XX столетия появилась следующая классификация международных правонарушений: международные деликты, международные преступления и преступления международного характера. Международные деликты — это противоправные действия, наносящие ущерб ограниченному кругу субъектов международного права (например, отдельному государству). В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и пострадавшим государством, а само правонарушение в силу малозначительности не относится к правонарушениям первых двух групп (например, срыв государственного флага иностранного государства и т.
п.). Уголовное преступление международного характера — это деяние, имеющее международно-общественную значимость, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств (например международный терроризм, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, экстремизм, незаконная перевозка людей, работорговля, покушение на общественных, государственных деятелей, террористическая деятельность не связанная с политикой государства). — 1982 год конвенция по морскому праву существует статья, указывающая на недопустимость несанкционированного вещания из открытого моря.
частными лицами и компаниями, то преследование нарушителей будет осуществляться по национальному законодательству прибрежного государства. Такое поведение бывает посягать на международный правопорядок, т.к. подрывает информационную безопасность и вместе с тем такое правонарушение не будет входить в число преступления международного характера, т.к.
нет конвенции в отношении ФЛ. — Недружественные акты. Совершаются уже субъектами МП, ущемляя интересы других государств. Например, завышение таможенных пошлин, ограничение прав иностранных граждан всех или отдельных государств, национализация иностранной собственности.
Формально недружественные акты не являются международными правонарушениями и за них нет ответственности.
Международное преступление представляет собойособо опасное международное правонарушение, деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, грубо попирающее основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству.
К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество. Международные преступления: 1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством; 2) посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка; 3) влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей. — Геноцид (ст.6 римского статута).
Не просто массовое уничтожение людей, а преступления, которые преследуют цель уничтожения этнических, религиозных или иных групп людей, определенной по какому-либо признаку.
— Военные преступления. Грубое нарушение законов и обычаев войны.
Нарушение положений гуманитарного права, Женевской Конвенцией 54 года о культурных ценностях и других конвенций об обычаях ведения войны, связанные с запрещением отдельных видов вооружений. Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 г.
Наёмником считается лицо, которое: 1. специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте; 2.
фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; 3. принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны; 4. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; 5.
не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте; 6.
не послано государством, которое не является стороной находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил. — Против человечности. Пытки, угон в рабство, медицинские эксперименты.
— Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Несут именно государство, а в качестве дополнительных – конкретные физические и ЮЛ.
В34.Содержание международной ответственности государства за международно-противоправное деяние. По характеру международная ответственность бывает двух видов: — Материальная ответственность.Наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с применением материального ущерба. — Нематериальная ответственность.
Как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.
В теории МП нематериальная ответственность бывает трех видов: моральная, политическая, морально-политическая. Существует такая точка зрения, что моральной ответственности не бывает, а нематериальная ответственность представлена только политической ответственность, так как термин «моральный» подразумевает под собой неправовое основание, а ответственность в МП может наступает только на основании права, а не морали. Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и довольно часто сочетается с материальной ответственностью.
Наиболее распространенными формами этого вида ответственности являются реторсии, репрессалии (невооруженные), сатисфакция (удовлетворение), ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.
Форма международно-правовой ответственности — способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им международного правонарушения.
Формы нематериальной ответственности. Санкция — мера принуждения, которая применяется к государству, нарушившему международные обязательства. Эта форма ответственности может быть применена как государствами, так и международными организациями.
Объем и вид санкции зависит от степени общественной опасности и объёма причиненного вреда.
Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения Совета Безопасности ООН. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие меры: — временное ограничение суверенитета; — отторжение части территории; — послевоенная оккупация; — полная или частичная демилитаризация всей или части территории; — запрет иметь то или иное вооружение — экономическая блокада; -приостановление экономических, дипломатических, транспортных и иных отношений; Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, а также уставами некоторых региональных политических организаций.
Почти все виды вышеперечисленных санкции были применены к Германии, Италии и Японии после окончания Второй мировой войны. В 1945 года союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществляли разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали нацистские организации.
Следует отметить, что санкция как форма ответственности может быть применена за наиболее тяжкие международно-правовые преступления.
Например, в 90-х года 20 века были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак был обязан отвести свои войска с территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное или химическое оружие.
Реторсия – принудительные действия одного государства в отношении другого. Цель этой формы ответственности состоит в восстановлении нарушенного права. Виды реторсий: — отзыв посла из государства; — выдворение из страны такого же числе дипломатов, которое было выдворено ранее из другой страны; — запрещение въезда в страну; Например, в 1995 году Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний.
Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства. Репрессалии – это принудительные действия одного государства в отношении другого.
Репрессалии применяются в ответ на неправоверные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. При этом восстановление должно быть равным тому объему вреда, который был причинен. Виды репрессалий: — разрыв дипломатических отношений; — запрет на вывоз товаров и услуг с территории государства-нарушителя; Например, в 1994 году президент США подписал билль «Об ужесточении санкции против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов эмиграционной организации, в результате которой погибли 4 летчика.
Кроме этого, были приостановленные чартерные авиарейсы между США и Кубой, введены новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дело с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе.
Репрессалии должны быть прекращены в случае получения удовлетворения от противоположной стороны.
В настоящее время МП запрещает применять вооруженные репрессалии в качестве средства разрешения споров, но, тем не менее, это не исключает на основании статьи 51 Устава ООН на самооборону от агрессии. От репрессалии следует отличать реторсию — ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Сатисфакция — предоставление государством, нарушившим международные обязательства, удовлетворения государству, за ущерб который был причинен его чести и достоинству.
Виды сатисфакций: — официальное принесение извинений; — выражение сожаления или сочувствия; — заверение в том, что подобные неправомерные действия не будут иметь место в будущем; Например, в октябре 1994 года на восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальное извинение. Но сатисфакция может иметь место только в том случае, если реституцией или компенсацией невозможно обеспечить полного возмещения.
Сатисфакция является средством возмещения вреда, не подающегося финансовой оценке. Сатисфакция не должна носить карательный характер и предусматривать штрафные санкции, причем формы сатисфакции не должны принимать унизительный характер. Ресторация – восстановление первоначального состояниями какого-либо материального объекта.
Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине. Особые формы ответственности– приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному договору между СССР и Финляндией «О ненападении» от 21 января 1932 года СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 году.
К материальному виду ответственности относятся следующие формы: Репарация– это возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами или услугами.
Сумма репарации как правило значительно меньше объема ущерба, причиненного войной.
Например, по решению Крымской конференции 1945 года репарация с Германии составила всего 20 млрд.
долларов, что даже несопоставимо с нанесенном Советскому Союзу ущербу в целом. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 году выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долларов за сбитый американскими войсками пассажирский самолет.
Реституция – восстановление положения, которое существовало до противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также неправомерно изъятое имущество в мирное время или же отмена какого-либо правового акта.
В судебной практике распространен термин «юридическая реституция».
Этот вид реституции предполагает изменение юридической ситуации. Такие случаи включают в себя: — отзыв, отмену или изменение законодательного положения, принятого при нарушении норм МП; — пересмотр судебной неправомерной меры, принятой в отношении какого-либо лица или имущества; Субституция– разновидность реституции, она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества.
Компенсация как форма материальной ответственности назначается за ущерб причиненный государством, так как такой ущерб не возмещается реституцией. Такой ущерб включает в себя любой исчисляемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду. Это наиболее распространенный вид санкции.
Компенсация, как правило, предполагает денежную выплату. 8 : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого. : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. : На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Понятие и признаки международного правонарушения, отличие от смежных деяний.
Виды международных правонарушений
15 Различают два вида международных правонарушений: преступления по международному праву и иные международные правонарушения (международные деликты). Преступление по международному праву – это деяние, нарушающие основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом.
Одним из важных шагов явилось предложение Комиссией международного права ООН разграничивать при кодификации ответственности деликты и международные преступления. Данная классификация предпринята на основе анализа обширного фактического материала и международно-правовой доктрины, и, как было отмечено в самой Комиссии международного права ООН, позитивный вклад в разработку данной проблемы внесла российская доктрина. Комиссией международного права ООН в первоначальном проекте сформулировала виды правонарушений так: «Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства.
Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление»[Колосов Ю.М. Международное право: Учебн.пос.
– М.:, 2001, С. 198.]. Можно различать более тяжкие (агрессия, геноцид, терроризм и др.) и менее тяжкие противоправные деяния (посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.). Деяние, которое не составляет международного преступления, – это простое международное правонарушение (деликт). К международным деликтам следует относить следующие правонарушения, не вошедшие в первую группу.
К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств; неосуществление мер по имплементации норм международного права; невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д. Международные деликты таким образом: не носят характера преступлений и не несут общественной опасности международных преступлений; могут совершаться государствами и иными субъектами международного права; влекут ответственность субъектов.
Особая категория правонарушений – преступления против мира и безопасности человечества – выделена в ряде международно-правовых актов: Уставе Нюрнбергского трибунала, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международной конвенцией о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., Римском статуте Международного уголовного суда, а также в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленном Комиссией международного права ООН. Перечень международных преступлений не считается исчерпывающим. Комиссия международного права ООН презюмировала, что в будущем могут появиться новые виды преступлений.
Она подчеркнула также, что в отношении двух видов правонарушений будут применяться и два различных режима ответственности. Если при совершении ординарных правонарушений (деликтов) право на обращение в суд имеет только непосредственно потерпевшее государство, то при международных преступлениях – другие субъекты международного права, всё международное сообщество.
Деяния, смежные с международными правонарушениями, — это недружественный акт и преступления международного характера. Недружественный акт представляет собой такое поведение государства, которое причиняет ущерб интересам другого государства, но не нарушает норм международного права.
Это ущемление таких интересов государства, которые не защищены международным правом (повышение таможенных пошлин, национализация иностранной собственности). В международном праве отсутствует запрет на совершение недружественных актов. Основная роль в разрешении подобных проблем принадлежит политическим и моральным средствам.
Преступления международного характера являются уголовно наказуемыми деяниями, совершенными физическими лицами, и имеющими международную общественную опасность. Главный отличительный признак преступлений международного характера — они совершаются вне связи с политикой государства физическими лицами, не являющимися должностными лицами государства и не действующими от его имени; такие деяния нарушают и национальное право данного государства. Международное преступление как международно-противоправное деяние, нарушающее основополагающие нормы международного права, представляющее особую общественную опасность для всего мирового сообщества в целом и угрожающее интересам всего мира.
Совершение международного преступления всегда предполагает наличие вины в форме прямого умысла. В Статьях дан примерный перечень международных преступлений: а) тяжкое нарушение международных обязательств, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира и безопасности (агрессия); б) тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения права народов на само определение (насильственное сохранение колониального господства); в) тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты человеческой личности (геноцид, рабство, апартеид); г) тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды (массовое загрязнение атмосферы или моря).15 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний.
Соответственно, важна квалификация.: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...