Главная - Другое - Основание для регистрации по месту жительства в ссср

Основание для регистрации по месту жительства в ссср

Основание для регистрации по месту жительства в ссср

Прописка в Советском Союзе — Propiska in the Soviet Union


. Всем работодателям было строго запрещено давать работу кому-либо без местной «прописки». Чтобы обеспечить себя дополнительной рабочей силой, крупнейшие предприятия должны были заранее строить жилье для своих рабочих.

Некоторые из них, помимо общежитий, построили еще и обычные многоквартирные дома для индивидуального расселения. Регистрация в этих квартирах называлась «производственной» пропиской (рус. «Ве́домственная» или «служе́бная» пропи́ска , латинизированная: «ведомственная» или «служебная» прописка ).

Система лимита прописки существовала в последние 30 лет или около того в СССР. Это был единственный способ, с помощью которого посторонние могли поселиться в больших городах, таких как Москва и Ленинград, кроме брака. Это означало, что предприятия в крупных городах за свой счет строили с общежитиями, чтобы обеспечить жильем (с «ведомственной пропиской») трудовых мигрантов из небольших городов и сельской местности.

После длительной работы на предприятии (около 20 лет) рабочий мог получить квартиру (в отличие от отдельной комнаты в общежитии, которая часто использовала одну общую ванную комнату и кухню на этаже и плохо подходила для семейной жизни), с постоянными правами на «прописку». Миллионы людей использовали эту систему. Система была введена с целью обеспечения социальной справедливости при распределении жилья, которого было очень мало, и в некотором смысле заменила западную систему (за исключением того, что вместо денег использовались годы работы на рабочем месте).

Тем не менее, условия в этих общежитиях часто были плохими, что ухудшалось из-за обязательных постов безопасности на входе в общежития, которые не допускали в общежитие посторонних (без соответствующих документов). Снижая вероятность использования общежития в преступных целях, это было серьезным препятствием для отношений с противоположным полом, а также для планирования, создания и воспитания семьи.

Снижая вероятность использования общежития в преступных целях, это было серьезным препятствием для отношений с противоположным полом, а также для планирования, создания и воспитания семьи. Обычно в общежитиях не существовало официальной гендерной сегрегации, но поскольку многие должности и специальности студентов были и остаются гендерно несбалансированными (будущий учитель обычно был женщиной, а будущий инженер, более или менее обычно мужчина, почти исключительно мужчины во всех вооруженных силах). школ), в общежитиях часто существовала де-факто гендерная сегрегация.

Учащиеся из сельской местности или небольших городов жили в очень похожих общежитиях, с прекращением права на проживание в общежитии по окончании учебы или при исключении из школы. Коренное население больших городов, таких как Москва, часто презирало этих рабочих-мигрантов («жителей пределов»), считая их грубыми, некультурными и жестокими.

По отношению к ним использовался уничижительный термин «limita» (лимит-накипь). Глагол «прописать» использовался как с паспортом, так и с его владельцем как прямым объектом. Взаимно, «прописка» стал объектом , который один может иметь , например: «иметь прописку в Москве» (русский: иметь прописку в Москве ).

Прописка была записана как в советского гражданина и в местных правительственных учреждениях. В городах это было местное отделение коммунальной организации, например РЭУ (Районное производственное управление), ЖЭК (Управление жилищного комитета) или ЖСК (жилищно-строительный кооператив). Паспорта были выбиты в местной милиции в (МВД) офиса, с военкомат (проект тела) также участвует.

В сельской местности это был , или «сельсовет», орган управления сельской территории. Прописка может быть постоянной или временной.

Администрация общежитий, студенческих общежитий и домовладельцев (очень редкий случай в СССР, поскольку «санитарная норма» (минимум 12 м 2 (130 кв.

Футов) на человека, подробнее см. Ниже) обычно вызывала отказ временная прописка для такого человека) были обязаны вести временную прописку своих гостей.

Прописка играет роль как и резидента регистрации лица.

Приобрести прописку для переезда в большой город, особенно в Москву, для мигрантов было крайне сложно и было вопросом престижа. Даже переезд к родственникам не обеспечивает автоматически человека постоянной пропиской из-за ограничения минимальной площади (12 м 2 (130 кв.

Футов)) для каждого жителя конкретной квартиры. Из-за советских правил собственности (официально основанных на Всеобщем праве на жилище для всех) постоянная прописка (которая давала постоянное право на проживание в этом жилище) было практически невозможно для властей прекратить. Единственным серьезным исключением был второй приговор по уголовному делу (после отбытия наказания по первому приговору заключенный вернулся на старую постоянную прописку).

Если властям необходимо принять решение в определенном случае, они могут отказать в постоянной прописке для человека, но обычно не отменяют существующую постоянную прописку. Это также приводило к ситуации, в которой, если супруг (а) соглашался (при вступлении в брак) предоставить партнеру по браку постоянную прописку в своей квартире, прописка не могла быть прекращена в результате развода, и поэтому обмен квартиры на две квартиры поменьше часто был единственным возможность.

Супруги всегда могли предоставить друг другу постоянную прописку, но для этого требовалось явное согласие. Детям была предоставлена ​​постоянная прописка в одном из постоянных мест прописки родителей, и она не могла быть прекращена в течение жизни ребенка, даже будучи взрослым (за исключением второго уголовного приговора), за исключением случаев, когда взрослый ребенок добровольно переехал в другое место (и получил там постоянную прописку).

Детям была предоставлена ​​постоянная прописка в одном из постоянных мест прописки родителей, и она не могла быть прекращена в течение жизни ребенка, даже будучи взрослым (за исключением второго уголовного приговора), за исключением случаев, когда взрослый ребенок добровольно переехал в другое место (и получил там постоянную прописку).

Другим родственникам было непросто. Для таких случаев, как и для любых посторонних лиц, использовалась так называемая «санитарная норма»: прописка не выдается, если из-за этого площадь квартиры упадет ниже 12 м 2 (130 кв.

Футов) на человека. Также было важно количество комнат в квартире: двум лицам разного пола, одному или обоим от 9 лет и старше, было запрещено проживать в одной комнате.

Если новая «прописка» нового жителя нарушает это правило, прописка не предоставляется (за исключением супругов).

Официально это предназначалось для предотвращения нездоровой переполненности квартир и сексуального насилия, но поскольку у большинства советских людей на человека было чуть более 9 м 2 (97 квадратных футов), это также был эффективный метод контроля над миграцией. Вышеупомянутые нормы были очень похожи на нормы попадания в государственный (не зависящий от конкретного работодателя) «список жилья», который был еще одной советской формой ипотеки (опять же, когда реальные деньги заменялись годами работы на рабочем месте — очередью был бесплатным по деньгам).

Основное различие заключалось в том, что для включения в список жилья площадь должна была быть ниже требуемых 9 м 2 (97 кв.

Футов) на человека в существующей квартире (и, в соответствии с уже упомянутым правилом жилой площади, дети разных возрастных категорий).

пол также повысил шансы попасть в очередь). Список жилья составлялся очень медленно (намного медленнее, чем список работодателей), и иногда человеку требовалась целая жизнь, чтобы получить квартиру. В результате вышеизложенного практически единственным способом легального улучшения жилищных условий для человека был брак или роды.

Это также было серьезной движущей силой миграции молодежи в « », новые города, построенные с нуля, часто в Сибири или Арктике, некоторые вокруг одного объекта (завода, нефтяного региона и т.п.). В СССР было несколько так называемых «кооперативных» квартир, которые находились в ипотеке по западному образцу, но их было мало, и получить их было очень сложно. Это были единственные квартиры, которые переходили детям по наследству; в обычных квартирах после смерти последнего жильца квартиру возвращали государству.

Поскольку, когда бабушки и дедушки становились старше, они обычно предпочитали жить отдельно от своих детей и внуков, это обычно было связано с обманом системы прописки: дедушки и бабушки регистрировались не на квартиру, в которой они жили, а на квартиру их детей. чтобы не вернуть квартиру государству после смерти.

Нарушения системы прописки в пределах одного города редко наказуемы. Также московским работодателям было разрешено нанимать людей из Подмосковья, проживающих в определенном радиусе (около 40 км (25 миль)) от Москвы.

Теоретически возможен обмен квартир по взаимной договоренности сторон. Мало кто хотел переехать из большого города в меньший, даже с дополнительными деньгами, но иногда возможен был обмен двух квартир на одну в более крупном городе.

Кроме того, обмен квартир с использованием денежных средств был чем-то вроде «серой зоны», граничащей с уголовным преступлением, и существовала реальная вероятность того, что участники будут привлечены к ответственности как за экономическое преступление, а агенты по недвижимости, организующие такие вещи, были строго запрещены и привлечены к уголовной ответственности, живут в «серой зоне» и скрывают свою деятельность от властей.

Многие люди использовали уловки, чтобы получить московскую прописку , в том числе и взяточничество.

Другой способ получить вид на жительство в Москве — стать : въехать в Москву на определенные недоукомплектованные должности, например, в клининговых службах, в соответствии с определенной квотой ( лимитом ) рабочей силы .

Таким людям бесплатно предоставлялось постоянное место жительства (обычно квартира или комната в совместной квартире) в обмен на работу в течение определенного количества лет.

Некоторые ценные специалисты, например, ученые или инженеры, также могли быть приглашены предприятиями, которые предоставили им квартиры за счет предприятия. В определенный период у жителей сельской местности паспорта хранились в (официально «на хранение»), что препятствовало неофициальной миграции в районы, где у них не было квартир. Это было сделано для предотвращения притока в города мигрантов, которые стремились к повышению уровня жизни в крупных городах, но имели постоянную регистрацию вдали от фактического места проживания.

В 1993 году, после , прописка была преобразована в , поэтому в современном российском законодательстве не используются термины «прописка» и «прописат» (за исключением ситуаций, когда требуется ссылка для советский период). Тем не менее, он по-прежнему используется в качестве разговорного аббревиатуры для регистрации постоянного места жительства .

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, незадолго до распада СССР, власти Москвы ввели официальное требование о постоянной регистрации в Москве даже в своей собственности. Плата составляла около 5000 долларов США, что составляло примерно четверть стоимости небольшой квартиры в то время. Эта система просуществовала несколько лет, вызвав большой общественный резонанс со стороны правозащитников и других либералов, и была отменена после нескольких постановлений , последнее из которых было вынесено в конце 1997 года.

Эта система просуществовала несколько лет, вызвав большой общественный резонанс со стороны правозащитников и других либералов, и была отменена после нескольких постановлений , последнее из которых было вынесено в конце 1997 года. Студентам из другого города была предоставлена ​​временная прописка в общежитиях их университетских городков (как правило, общежития не предоставлялись студентам, обучающимся в том же городе, что и место жительства их родителей, но они часто хотели, чтобы это место было свободным от их проживания.

родители). После окончания школы или досрочного ухода из школы (отчисление, отчисление и т. Д.) Эта временная прописка прекращалась. В советские времена это было связано с системой «распределения», которая заключалась в обязательном официальном распределении первого места работы для выпускников вузов (даже из того же города), где они должны были проработать около 2 лет «, чтобы окупить затраты.

своего образования «. От этого требования были освобождены только аспиранты. Эта система презиралась как нарушение свободы, поскольку никто не хотел переезжать из большого города в меньший, но она по-прежнему обеспечивала по крайней мере прописку (и прилегающее к ней жилое пространство) для выпускника.

Кроме того, «молодого специалиста» почти никогда не могли уволить, как и беременную женщину и другие особые (с точки зрения трудового законодательства) категории людей, которые имели право на такие льготы.

После распада СССР система распределения была почти сразу же упразднена, оставив выпускников перед выбором: вернуться в свой родной город / деревню к своим родителям или другим родственникам или изо всех сил пытаться найти работу в большом городе, где располагалась школа.

Для этого некоторые люди стали «охотниками за пропиской», то есть людьми, вступающими в брак с кем-либо с постоянной пропиской в ​​большом городе, просто чтобы сохранить свое законное право оставаться там после окончания учебы. Поскольку однажды предоставленная постоянная прописка не подлежала отмене, уроженцы большого города очень подозрительно относились к учащимся старших классов из небольших городов или деревень, когда дело касалось брака.

Основные статьи: и Авторизация (вверху) и выписка (внизу) прописки в .

Постановление Совмина СССР от 28.08.1974 N 678 (ред.

от 08.09.1990) «О некоторых правилах прописки граждан»

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССРПОСТАНОВЛЕНИЕот 28 августа 1974 г. N 678О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН(в ред. Постановлений Совмина СССРот 18.03.85 N 241, от 26.02.86 N 271,от 28.08.86 N 1029, от 08.09.90 N 907)Совет Министров СССР постановляет:1.

Установить, что в городах и поселках городского типа прописываются независимо от размера жилой площади:а) супруг — на жилую площадь другого супруга;б) несовершеннолетние дети и подопечные — на жилую площадь родителей и опекунов;в) совершеннолетние дети, не имеющие своих семей или имеющие несовершеннолетних детей, но не состоящие в браке, — на жилую площадь родителей;г) родители — на жилую площадь детей;д) родные братья и сестры, не достигшие совершеннолетия и не имеющие родителей, а также родные братья и сестры, являющиеся нетрудоспособными, независимо от возраста, если они не имеют своих семей, — на жилую площадь брата или сестры;е) военнослужащие, уволенные из Вооруженных Сил СССР по окончании срочной службы, в случаях, если они были призваны на военную службу из данного населенного пункта, — на жилую площадь, которую они занимали до призыва на военную службу, либо на жилую площадь родителей или других родственников;ж) уволенные в запас или в отставку военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и офицеры Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности СССР, лица начальствующего состава органов внутренних дел и члены их семей — на жилую площадь родственников уволенного в запас или в отставку или родственников его супруга;з) лица, ранее проживавшие в данном населенном пункте и выезжавшие по призыву общественных организаций на важнейшие стройки или предприятия страны или по другим уважительным причинам, — на жилую площадь, на которой они проживали до выезда;и) лица, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки, а также лица, с которых сняты ограничения, вытекающие из условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду либо условного освобождения из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства, — на жилую площадь, занимаемую членами их семей или родственниками, с которыми они проживали до осуждения. Независимо от размера жилой площади в городах и поселках городского типа прописываются также временно отсутствовавшие граждане, если согласно действующему законодательству за ними сохраняется право пользования жилым помещением.2. Другие лица, кроме указанных в пункте 1 настоящего Постановления, прописываются в установленном порядке в городах и поселках городского типа, если в результате их вселения размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, не будет меньше нормы жилой площади, предусмотренной гражданским законодательством.3.

Независимо от размера жилой площади разрешается прописка прибывших для временного проживания:а) студентов (слушателей) учебных заведений, отнесенных в установленном порядке к высшим или средним специальным учебным заведениям, а также аспирантов, адъюнктов, ординаторов, слушателей курсов по подготовке и переподготовке кадров или повышению квалификации — на время учебы;б) членов семей аспирантов, адъюнктов, ординаторов и слушателей военных академий и учебных заведений Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, отнесенных в установленном порядке к высшим учебным заведениям, — на время учебы аспирантов, адъюнктов, ординаторов и слушателей указанных учебных заведений;в) уволенных в запас или в отставку военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности СССР (с членами семей) в тех населенных пунктах, где они постоянно проживали до призыва в армию или поступления на службу, и при условии, если они прибыли в эти населенные пункты в течение 6-месячного срока после увольнения в запас или в отставку, — на время до получения жилой площади в этих населенных пунктах в установленном порядке;г) состоящих на действительной военной службе военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности СССР (с членами семей) — на жилую площадь других лиц или воинской части — на время до получения жилой площади в установленном порядке; (пп. «г» введен Постановлением СМ СССР от 18.03.85 N 241 (СП СССР, 1985, N 13, ст. 55))д) уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности СССР (с членами семей) в избранных ими для проживания населенных пунктах — на время до получения жилой площади в этих населенных пунктах в установленном порядке.При этом прописка военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет;(пп.

«д» введен Постановлением СМ СССР от 26.02.86 N 271 (СП СССР, 1986, N 12, ст. 72))е) лиц начальствующего состава (с членами семей) лесных исправительно — трудовых учреждений Министерства внутренних дел СССР, уволенных со службы с назначением пенсии, а также лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава (с членами семей) органов Министерства внутренних дел СССР, прослуживших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет и уволенных со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии, в избранных ими для проживания населенных пунктах — на время до получения жилой площади в этих населенных пунктах в установленном порядке.При этом прописка лиц начальствующего состава производится при условии увольнения их со службы по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов.(пп.

«е» введен Постановлением СМ СССР от 28.08.86 N 1029)4. Установить, что исполнительные комитеты городских и районных Советов депутатов трудящихся вправе в порядке исключения при наличии уважительных причин разрешать прописку граждан в случаях, не предусмотренных настоящим Постановлением.Пп. 5 — 10 — не для печати.(пп. 5 — 8, абзац 2 п.

9 утратили силу. — Постановление Совмина СССР от 08.09.90 N 907).Председатель СоветаМинистров СССРА.КОСЫГИНУправляющий ДеламиСовета Министров СССР М.СМИРТЮКОВ Положения о прописке, содержащиеся в действующих до настоящего времени Положении о паспортной системе в СССР (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677), Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.

N 678 «О некоторых правилах прописки граждан», Положении о прописке и выписке населения в городе Москве (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г.

N 585), Постановлениях Совета Министров СССР об ограничении прописки граждан в Ленинграде, Киеве и других местностях, а также изданных на основе решений Правительства СССР ведомственных актах и актах местных органов власти и управления, возлагают на каждого гражданина обязанность получать от административных органов разрешение на проживание или нахождение в избранном им месте, предусматривают тем самым всеобщий административный контроль за передвижением граждан внутри страны и устанавливают ответственность за неисполнение соответствующих положений.

При этом возможность получения гражданином такого разрешения в виде прописки поставлена в зависимость от наличия различного рода условий и усмотрения административных органов, осуществляющих прописку.

Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. N 26 (2-1) «О разрешительном порядке прописки граждан»

В связи с принятием Съездом народных депутатов СССР прав и свобод человека Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе возобновил рассмотрение вопроса о законодательстве по вопросам прописки и установил следующее.

Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 года N 11 (2-1) было признано, что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства и должны быть устранены из законодательства путем его пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным. В настоящее время действуют регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 После принятия указанного Заключения не были, однако, приняты необходимые меры к отмене или изменению положений о разрешительном порядке прописки.

Положения о прописке, содержащиеся в действующих до настоящего времени о паспортной системе в СССР (утверждено Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677), постановлении Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 678 «О некоторых правилах прописки граждан», Положении о прописке и выписке населения в городе Москве (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г.

N 585), постановлениях Совета Министров СССР об ограничении прописки граждан в Ленинграде, Киеве и других местностях, а также изданных на основе решений Правительства СССР ведомственных актах и актах местных органов власти и управления, возлагают на каждого гражданина обязанность получать от административных органов разрешение на проживание или нахождение в избранном им месте, предусматривают тем самым всеобщий административный контроль за передвижением граждан внутри страны и устанавливают ответственность за неисполнение соответствующих положений. При этом возможность получения гражданином такого разрешения в виде прописки поставлена в зависимость от наличия различного рода условий и усмотрения административных органов, осуществляющих прописку.

С принятием и введением в действие прав и свобод человека отпали правовые основания для оставления в силе постановлений Совета Министров СССР и других подзаконных актов, предусматривающих разрешительную систему прописки на всей территории страны.

Декларации закрепляет право каждого человека на свободное передвижение внутри страны, выбор местожительства и местопребывания. Декларация, равно как и международно-правовые акты ( Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах), не допускает ограничения данного права правительственными и ведомственными регламентами.

Декларация, равно как и международно-правовые акты ( Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах), не допускает ограничения данного права правительственными и ведомственными регламентами. Более того, отсутствуют правовые основания для установления подзаконными актами ограничений свободы передвижения для всех граждан и на всей территории страны. В соответствии с указанным и по смыслу о правах и свободах человека ограничения свободы передвижения могут быть предусмотрены только законом и только в случаях, когда это необходимо для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Разрешительная система прописки, необоснованно ограничивая свободу передвижения граждан, препятствует осуществлению гражданами также и других прав и свобод. В зависимость от наличия прописки поставлено трудоустройство граждан.

Установлена ответственность должностных лиц за прием на работу граждан проживающих без прописки ( Положения о паспортной системе в СССР). Пунктом 2 постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1964 года N 585 установлен прямой запрет принимать на работу в г.

Москве граждан, проживающих в других местностях. Эти и другие аналогичные правила противоречат Конституции СССР, устанавливающей право граждан на выбор профессии, рода занятий и работы, Декларации прав и свобод человека, провозглашающей право каждого человека на свободный выбор работы и отказ от работы, Основ законодательства Союза ССР и республик о занятости населения и аналогичным положениям законов республик, закрепляющим свободу выбора рода занятий и работы.

Правила о прописке противоречат положениям Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека, Закона СССР «О собственности в СССР» и аналогичных статей законов республик о собственности, закрепляющих право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в их собственности, по своему усмотрению. Продажа, дарение гражданином принадлежащих ему жилых домов и квартир, дач, гаражей, сдача их в аренду, совершение с ними других сделок для многих местностей обусловлены в настоящее время тем, имеет ли приобретатель или наниматель право на прописку в данном населенном пункте.

Необоснованно препятствуя развитию рынка жилья, правила о прописке препятствуют также свободному предпринимательству, свободному движению денег, товаров, услуг.

Ставя административные препятствия для выбора местопребывания и местожительства, разрешительная система прописки непосредственно затрагивает право граждан на свободу объединения в общественные организации, на благоприятную окружающую среду, на образование, охрану здоровья и отдых.

Имея в виду, что регистрация и учет граждан по месту их жительства, равно как и установление условий и порядка удостоверения фактов их постоянного или временного жительства, не связанные с получением разрешения административных органов на нахождение, проживание, работу, учебу и отдых в данной местности, не являются сами по себе ограничением права на свободу передвижения, выбор местожительства и местопребывания; учитывая, что разрешительная система въезда, пребывания и выезда может быть установлена в пограничных районах, местах нахождения оборонных объектов и в других случаях, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц; принимая во внимание, что вопросы введения обоснованных ограничений свободы передвижения должны решаться только в законах, принятых высшими представительными органами государственной власти, для которых положения о разрешительной системе прописки, введенные подзаконными актами, не являются обязательными; руководствуясь Конституции СССР и статьями 21 — 23 Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР», Комитет конституционного надзора СССР пришел к следующему заключению: 1.

Положения о прописке (постановление Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г.

N 585

«Об утверждении Положения о прописке и выписке населения в городе Москве»

; Положение о прописке и выписке населения в городе Москве, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г. N 585; , , , Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.

N 677; постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.

N 678 «О некоторых правилах прописки граждан»; постановление Совета Министров СССР от 10 апреля 1981 г. N 351

«Об ограничении прописки граждан в городах Кавказских Минеральных Вод и прилегающих к ним населенных пунктах»

; постановление Совета Министров СССР от 5 марта 1982 г.

N 183

«Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР»

; постановление Совета Министров СССР от 4 марта 1985 г. N 203 «Об ограничении прописки граждан в г. Сочи»; постановление Совета Министров СССР от 6 августа 1985 г.

N 737 «О некоторых ограничениях прописки граждан в г.

Киеве»; постановление Совета Министров СССР от 24 декабря 1987 г. N 1476 «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края», а также другие постановления Правительства СССР по вопросам прописки) в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей не соответствуют СССР, прав и свобод человека и международным актам о правах человека.
N 1476

«Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края»

, а также другие постановления Правительства СССР по вопросам прописки) в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей не соответствуют СССР, прав и свобод человека и международным актам о правах человека.

2. Принятие настоящего Заключения не исключает применения правил о прописке в качестве правил регистрации и учета передвижения граждан, удостоверения факта их постоянного и временного местожительства, а также ведения законом ограничений свободы передвижения граждан, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, прав и свобод граждан.

3. Положения о прописке, указанные в Заключения, утрачивают силу с 1 января 1992 года. Исходить из того, что до этого срока высшими представительными органами государственной власти будут приняты акты о порядке регистрации и учета граждан по месту их жительства, а также о сфере и условиях применения разрешительного порядка въезда, проживания и выезда в отдельных местностях. Положения о прописке, которые ограничивают право собственников по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им жилыми домами, квартирами и другим имуществом, а также положения об ответственности граждан за нарушение разрешительного порядка прописки утрачивают силу с момента принятия настоящего Заключения.

4. Считать необходимым, чтобы органы прокурорского надзора принесли протесты на ведомственные акты, акты местных органов власти и управления, устанавливающие необоснованные ограничения права на свободу передвижения, выбора местожительства и местопребывания, а также на действия государственных органов по продаже права на прописку.

Председатель Комитетаконституционного надзора СССР С. Алексеев Москва, 11 октября 1991 г.

N 26 (2-1) Текст заключения опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 13 ноября 1991 г., N 46, ст.

1307

Прописка и регистрация: что означают эти понятия и в чём между ними разница

С юридической точки зрения «прописка» и «регистрация» — разные понятия, хотя многие из нас по привычке их отождествляют.

Почему так происходит? Все дело в том, что раньше, во времена Советского Союза, термин «регистрация» не употреблялся вовсе.

Существовала прописка и она носила разрешительный характер. Сегодня в России действует исключительно регистрация и, в отличии от прописки, это явление отслеживает миграционные потоки, а не контролирует их.

Так что же такое прописка? И в каких отношениях она состоит с регистрацией? Ищите ответы на эти и другие вопросы в нашей статье.

Система прописки в России появилась в советское время. Именно тогда сложилось это понятие и использовалось оно, как возможность контроля властей за передвижением граждан внутри страны. Разрешение на прописку выдавали местные административные органы власти.

Для этого требовалось:

  1. Получить согласие всех, кто живет на данной жилплощади.
  2. Предъявить паспорт;
  3. Подать заявление в форме установленного образца;

Наличие постоянной прописки позволяло иметь хорошую работу и достойный социальный статус. Однако получить разрешение на проживание в крупных городах (например, в Москве, в Ленинграде, в Новосибирске) было непросто. Приезжим приходилось несколько лет работать на низкооплачиваемой и неквалифицированной работе.

появилась вместе с пропиской в СССР и в те времена именовалась «регистрацией». Выдавалась такая прописка в следующих случаях:

  1. При длительном нахождении в больнице или санатории;
  2. Студентам, аспирантам на период их обучения;
  3. Рабочим, проживающим в семейных общежитиях на период трудовой деятельности.
  4. На проживание в кемпингах, турбазах;

В паспорте ставился штамп с отметкой о временном проживании сроком на 12 месяцев. Каждый календарный год требовалось обновлять эту «отметку».

Если человек увольнялся с работы, он был обязан освободить жилплощадь, тем самым лишался не только жилья, но и прописки.

Несмотря на очевидные преимущества советской прописки (подтверждение социального статуса, уважение), прописка, как явление, ограничивала, ущемляла свободу граждан, привязывала к одному месту проживания, создавала проблемы во многих социально-бытовых сферах.

К примеру, было трудно, а порой почти невозможно устроить ребенка в школу или детский сад не по месту его постоянного проживания.

Трудности возникали и при обращении в поликлинику, больницу, если эти учреждения находились не по адресу прописки. Все изменилось 1 октября 19993 года после отмены официальной прописки и её замены на «регистрацию по месту постоянного проживания». В результате отмены граждане получают возможность свободного передвижения по стране и право выбора места жительства.

Наличие штампа о постоянной регистрации является «страховкой» от возможных неприятных последствий: запрет на получение социальных выплат, трудности оформления статуса ИП (индивидуального предпринимателя), договора дарения и завещания, проблемы при , ограничения при . Для получения постоянной регистрации Вас попросят предоставить следующие документы:

  1. Заявление (есть установленный образец);
  2. Паспорт, свидетельство о рождении заявителя;
  3. Свидетельство на право собственности;
  4. При потребуется согласие собственника и всех проживающих лиц;
  5. Адресный листок убытия.

Если человек выезжает с места, где постоянно проживает (иными словами меняет место жительства) на срок более 90 дней, ему необходимо обратиться в местные органы МВД и сделать отметку о своем отъезде. Кроме того, потребуется получение свидетельства о временной регистрации (получить разрешительный документ можно в паспортном столе).

Местом временного проживания при этом может быть санаторий, пансионат, больница, гостиница, или любое другое учреждение.

За отсутствие регистрации взымается штраф (размеры штрафов отличаются в том или ином регионе проживания). Более подробную информацию о том, какие бывают штрафы за отсутствие или просроченную прописку можно узнать из . читайте следующую статью. Регистрация именуется «временной» и в том случае, когда прописка у человека есть, но он при этом снимает квартиру.

Тогда, арендатор (человек, снимающий жильё) обговаривает условия проживания и заключает договор найма квартиры с собственником помещения.

На основании этого договора, арендатор регистрируется по адресу, указанному в документе.

Договор аренды (найма) заключается на год с возможностью его пролонгации (продления). После регистрации на руки выдается свидетельство в виде бумажного бланка.

Зарегистрироваться по месту пребывания может как сам наниматель квартиры, так и её собственник.

В случае обращения в регистрационные органы последнего потребуются документы нанимателя.

Необходимая документация:

  1. Паспорт заявителя;
  2. Заявление;
  3. Договор найма;
  4. Согласие собственника квартиры.

Получить свидетельство можно будет уже через 3 дня с момента подачи заявления. Подведем итог: отличие между пропиской и регистрацией есть, но она невелико.

Прописка – это разрешение проживать в данной местности на определенной жилплощади.

Она давала право на социальные льготы, но ограничивала передвижение граждан, закрепляла их за местом постоянного проживания. Регистрация – это уведомление о месте нахождения человека. Граждане могут менять место жительства внутри страны, при этом сохраняются все права на получение социальных льгот, бесплатного медицинского обслуживания, страхования.

Следовательно, основным отличием этих понятий друг от друга является привязанность первого к населенному пункту, в котором проживает человек, второго к конкретной жилой площади. Смотрите видео о правилах регистрации по месту жительства: Внимание! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: +7(499) 703-42-21 — Москва +7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург +7(800) 500-27-29 доб. 482 — Россия (общий) или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!

vernuti-tovar.ru
Обсуждения
Оценщик автомобилей для наследства

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Комментариев  0
Продажа авто если в птс нет места

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

Комментариев  0
Военная часть в тамбове радиоэлектронная борьба

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top