Оплата осага при обоюдном нарушении пдд
Оглавление:
Оформление обоюдной вины при ДТП
Обоюдная вина – термин, который часто встречается при возникновении дорожно-транспортных происшествий и последующего правового оформления ДТП. Дело в том, что оценка произошедших событий сотрудниками ГИБДД дается на основе действий участников дорожного движения, а отсюда и поиск виновных, которые в последующем будут нести один из видов юридической ответственности и оплачивать материальный или моральный ущерб.Разбор любой аварийной ситуации, в том числе и произошедшей по обоюдной вине производится на основании следующих нормативно-правовых актов:Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
- Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
- Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
- Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.
- Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
- Требований «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации.
Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины.
Так, согласно возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:
- ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.
- ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:
- Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным.
Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например , стоянках и т.п.
- Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
- Случаи, когда все стороны согласились со своею обоюдной виновностью.
В любом случае виновность того или иного участника движения или их обоюдную виновность определяет суд, который может не согласиться с доводами расследовавших происшествие сотрудников ГИБДД или вариантом, при котором сами участники признали свою обоюдную вину при ДТП.Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них.
При этом обоюдная вина в ДТП может быть:
- Равной.
Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:
- Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
- Нарушение ПДД каждым участником движения.
Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель. Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель. Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты.
И только в дальнейшем, в соответствие со , страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.
- Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.
- Различной.
Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго.
При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него.
При этом:
- Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.
- Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:
- Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
- Позвоните в ГИБДД, сделать это можно .
- Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.
- Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям . ()
- По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет не вызывая сотрудников ГИБДД.В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:
- Протокол, в котором должны быть отражены:
- для каждого участника.
- описание повреждений;
- объяснения водителей, очевидцев.
- расстояния от отсчетных точек;
- схема расположения автомобилей;
- Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.
Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются.
Однако это в корне неправильное мнение. говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, в равных размерах.Схожие требования содержатся и в Гражданском кодексе Российской Федерации, а конкретнее в , где сказано, что размер возмещаемых средств уменьшается при наличии неосторожности потерпевшего грубого характера, которая спровоцировала происшествие.Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:
- если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.
- для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
- основанием для производства выплат является решение суда;
В соответствии со выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины.
А степень вины рассчитывается в двух значениях:
- Равная.
Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда.
В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.В качестве примера расчета равных выплат можно привести следующий случай: в дорожно-транспортном происшествии пострадали две машины. Ремонт первой обойдется в 60 тыс. рублей, ремонт второй в 30 тыс.
рублей. Суд, рассмотрев обстоятельства аварии, признал равную обоюдную вину обоих участников.
В таком случае владелец первой машины может рассчитывать на выплаты в размере 30 тыс.
Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.
- Пропорционально вине.
В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:
- первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
- второй — 3 тыс. рублей.
Особенности определяются конкретными положениями договора страхования.
Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере. Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре.
При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.В соответствии с положениями от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.
- За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.
- За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
Согласно требованиям на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:
- Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.
- Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
- Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:
- Через суд.
- Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
- В гражданском процессе.
Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.
- В апреле 2017 года Волжским районным судом г.
Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине.
Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%.
Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
- В июле 2017 года Советским районным судом г.
Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге.
Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался.
После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.
- Оформление европротокола.
Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со и от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины.
Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.Таким образом, при возникновении ДТП можно воспользоваться европротоколом, но только в тех случаях, когда оба участника признают собственную вину и у них не возникает споров.
- Можно ли при обоюдной вине?
В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.Во всех остальных случаях оставление места ДТП без уважительных причин влечет за собой привлечение к административной ответственности, вплоть до , вне зависимости от степени вины.
Возмещение ущерба в ДТП по ОСАГО при обоюдке: как выплачивается страховка
04.06.2019 Автор статьи — эксперт: Содержание Полис ОСАГО дает право водителю, разбившему авто в ДТП, рассчитывать на компенсацию затрат по ремонту машины.
Выплаты страховой по ОСАГО прямо пропорциональны вине водителя (он одновременно будет и виновным, и пострадавшим лицом).Обоюдка при ДТП возникает, когда в аварии задействованы сразу несколько участников. Тогда приходится устанавливать степень виновности каждого водителя, а сделать это на месте достаточно сложно. Но результат будет один – оформление протоколов о нарушении ПДД на каждого водителя.Когда авария происходит с участием нескольких авто, но подтверждается вина только одного шофера, то все прозрачно – кто виноват, тот и платит.
Тогда выплаты положены пострадавшим, а компенсирует все страховая компания, где получал ОСАГО (КАСКО) виновный.Если столкновение закончилось легким испугом и машины просто «поцеловались», водители, по обоюдному согласию, могут договориться о компенсации, не вызывая ГИБДД.В случае обоюдной вины, а тем более при серьезных повреждениях, договориться не удастся.
Потребуются вызов специалиста Госавтоинспекции, запись обстоятельств в протоколе, оценка характера и степени виновности каждого из находящихся в момент аварии за рулем.
Обязательно фиксируются:
- сведения о нарушителе.
- норма об ответственности по законодательству РФ;
- пункт ПДД, что именно нарушено;
Протоколы составляются на всех автовладельцев, кто попал в аварию, причем на каждого индивидуально.Важно знать! ДТП, если есть погибшие, может подпадать под уголовную ответственность.
Поэтому важно выяснить, кто истинный виновник, оценить степень вины каждого участника происшествия.
От этого зависит, отделается ли водитель легким испугом и минимальной материальной компенсацией или будет арестован.При ДТП, на каком бы участке дороги оно ни произошло, нельзя передвигать транспортное средство. Так сотрудники ГАИ смогут составить правильную картину, а обстоятельства происшествия будут зафиксированы с максимальной точностью.Что следует сделать участникам аварии:
- оставить машины в том положении, в котором они остановились при столкновении;
- убедиться, что в аварии нет пострадавших граждан, либо оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую;
- ждать аварийных комиссаров от страховщика и сотрудников ГИБДД.
- остаться на месте ДТП;
За время ожидания желательно снять на камеру (фото, видеосъемка) всю картину происшествия, запечатлеть видимые повреждения на своей и чужой машинах, приложить запись камер видеорегистратора.
Лучше найти свидетелей ДТП, зафиксировать их данные и показания, заручиться поддержкой в предстоящем суде, если это потребуется.Важно помнить!
Чем больше доказательств сохранят и зафиксируют оба (или несколько) виновника, тем меньше может быть степень их вины.
А соответственно, будет больше и сумма выплаты по страховке.При составлении протокола нужно проверить, все ли показания были зафиксированы, все ли объяснения сторон записаны.
Можно и нужно обращать внимание на показания другого участника.
Чем больше инспектор услышит об обстоятельствах происшествия, тем больше вероятность выйти сухим из воды и надеяться на существенную компенсацию расходов.Если имеет место обоюдное ДТП и один шофер уверен, что он менее виновен – нужно это доказывать.
Это означает, что каждый водитель получит только 50% компенсации за ущерб.Присутствие аварийного комиссара оправданно, если вред небольшой.
Он составляет «Европротокол», заполняет сведения в документах только для страховой компании.
Европейский протокол позволяет получить не более 100 тыс. руб., что при обоюдной вине составит до 50 тыс. руб. на каждого виновника.Когда ДТП оформляется представителем Госавтоинспекции, заполняются:
- извещение о ДТП.
- протокол о нарушении ПДД;
- постановление, если сотрудник ГИБДД назначает наказание на месте аварии;
В протокол и извещение о ДТП вносят все обстоятельства происшествия, вплоть до точек соприкосновения машин, описания повреждений, расположения ТС.
Все объяснения участников фиксируются документально.Возмещение ущерба по ОСАГО доступно только для тех, у кого есть эта страховка. Полис дает право на получение компенсации при ДТП от компании, в которой было застраховано ТС.При обоюдной вине нужно обращаться с извещением о ДТП в свою страховую компанию. Однако, если в аварии виноваты двое, получить выплату от страховой невозможно, так как оценивать степень вины вправе только суд.
После получения отказа от страховщика, любой из виновников ДТП должен обратиться в суд.
На основании судебного акта, определившего процент обоюдной вины, страховая компания рассчитает выплату.По ст ФЗ-№ 12 п. 22 страховщики обязаны компенсировать ущерб пропорционально вине водителя.
При этом устанавливается его вина в процентном отношении, если он виновен на 60 %, то ему компенсируют только 40 % от суммы ущерба.
Второй виновник, соответственно, может рассчитывать на 60 %. Расчет будет осуществляться после получения решения суда и передачи его в страховую компанию.Согласно судебной практике, выплаты по обоюдной вине по ОСАГО могут распределяться 50:50.
В этом случае суды ссылаются на ст. 1083 п. 2 ГК РФ, из которой можно сделать вывод, что если степень вины нельзя установить точно, то каждый пострадавший получает равную долю.
Когда виновник не согласен, он вправе подать апелляцию и представить собственные доказательства, увеличивающие степень вины другого участника.Важно знать!
Ждать выплат после судебного решения можно в течение 15 дней.
Но если суд не признает вину ни одного из участников, то никаких выплат не будет.С нынешнего года (поправки от 27.04.2019) участники ДТП вправе требовать деньги вместо ремонта при определенных условиях. При этом размер денежной компенсации рассчитывается по той же схеме («процент вины» по решению суда).
Если виновник захочет восстановить автомобиль по старой схеме (натуральное возмещение убытков), то недостающие средства он обязан выложить из собственного кармана.
Требовать со страховой компании больше, чем установлено, нельзя.При несогласии с решением страховщика об отказе в выплатах нужно:
- дождаться вступления в силу решения суда;
- передать решение в страховую компанию;
- доказать в судебном процессе степень вины каждого из водителей;
- если страховщик не перечислило деньги в течение 15 дней, нужно подать исполнительный лист в ФССП для принудительного удержания.
- подготовить и подать исковое заявление в суд;
Указанный порядок обязан соблюдать каждый виновник ДТП.
Однако подать иск может любой из них, тогда как второй виновник сможет представить возражения и доказательства в судебный процесс.Если никто не виноват – на выплату могут претендовать оба пострадавших, обратившись в свою страховую компанию.
Здесь рассматриваются внешние факторы (дождь, снег, град, животные и пр.) как виновники, и страховые выплаты будут выданы в равных долях, считая от размера понесенного водителем ущерба (п. 22 ст. 12 «Закон об ОСАГО»).Тоже правило работает и при обращении в суд.
При отсутствии виновных страховщики обязаны возместить вред, причиненный каждому застрахованному, в равных долях.Чаще страховщики стараются дать мотивированный отказ и цепляются за любую причину, чтобы не нести ответственности по выплатам.
В списке возможных:
- второй участник обжаловал ранее вынесенное судебное решение;
- пребывал под алкогольным иили наркотическим опьянением;
- виновный не указан в страховке;
- виновник сбежал с места аварии.
Но отчаиваться не нужно, в юридической практике есть моменты, которые позволят добиться компенсации.
Так, при отсутствии записи данных виновника ДТП в полисе (п.
1 ст. ФЗ-№ 14) право требования переходит к причинившему вред лицу. В обязанности страховщика входит выплата денежных сумм.
Аналогично поступают и при нетрезвом вождении, либо если виновник уехал (ушел) от места аварии.Когда второй участник подал в суд и обжалует предыдущее решение, страховая компания может лишь на время отодвинуть срок выплат, но не отказать полностью. Право на отказ по возмещению убытков при ДТП по полису ОСАГО правомерно, если не установлена личность виновника происшествия.
Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине
» » » Любому автовладельцу отлично известно, что в случае его виновности в ДТП с помощью полиса ОСАГО он сможет полностью или в части избегнуть затрат на компенсацию лицу, пострадавшему в ДТП.
Однако станет ли выплачивать денежные средства страховщик, а самое важное – в каком размере и кому из участников, если часть вины есть на каждой из сторон?
В случае, когда произошло ДТП и наличествует вина лишь одного из участников в любой форме, то оформить страховой случай и порядок возмещения вреда будет не очень сложно (исключение составляют случаи, когда возникают споры относительно размера причиненного вреда). Если же согласно материалам о ДТП, виноватыми признали обоих водителей, то, если подходит к вопросу с формальной точки зрения, права получить страховку лишаются оба водителя, даже если они имеют действующие полисы ОСАГО.
Федеральный закон №40-ФЗ в статье 12 предусматривает возможность и порядок получения страхового возмещения. Эта возможность зависит от степени вины сторон, участвовавших в ДТП. Вина подразделяется на две разновидности:
- Когда оба участника одинаково виновны в произошедшей аварии;
- Каждый из участников в большей или меньшей степени виноват в случившемся.
Страховые компании не могут определить, чья вина больше, поскольку в законодательстве нет положений, регулирующих данную процедуру.
По этой причине единственным выходом будет обратиться к помощи суда. Отнюдь не во всех случаях в ДТП наличествует вина обоих водителей, даже если каждый из них с формальной точки зрения допустил нарушение ПДД.
В таких случаях судья, рассматривая дело, опирается на принципы разумности и объективности, и оценивает степень вины каждого автолюбителя, анализируя все доказательства, которые были представлены. Сколько заплатят при «обоюдке»?
Так как в российском законодательстве отсутствуют положения, регулирующее моменты, касающиеся обоюдной вины в аварии, страховщики для решения проблемы с оплатой страховки, выбирают простой путь:
- Выплачивают обоим пострадавшим-виновникам по 50 % от суммы, предназначенной к выплате за ущерб, так как в соответствии со сложившейся у судов практикой, события развиваются именно по такому сценарию. Вынося такое решение, судьи ссылаются на норму, закрепленную в ст. 1083 ГК РФ, в соответствии с которой, если степень вины установить невозможно, ее по умолчанию признают равной. В то же время, доказать противное, а именно, «неравную» вину, зачастую весьма затруднительно;
- Отвечают отказом на требование заявителей выплатить деньги, ссылаясь на то, что установить степени вины всех участников невозможно. Чаще всего страховые компании отлично понимают, что их действия неправомерны, и лишь рассчитывают на то, что граждане не воспользуются правом на обращение в судебные органы.
В соответствии с принципом справедливости и положениями п.
2 ст. 1083 ГК РФ полагается производить оплату ущерба каждому участнику в соответствии со степенью его вины. В теории никто не возражает против такой позиции.
Проблема в том, что установление настоящей вины и убеждение в своей правоте судебного органа – задача весьма непростая. Судьями, как правило, выносится требующее наименьших сложностей решение – присуждение каждому из участников происшествия равных сумм. Хотя иногда и происходит так, что с помощью ловкого адвоката удается добиться того, чтобы на страховщика была возложена обязанность произвести оплату не по принципу 50 на 50, а распределить сумму иным способом, к примеру 85 % на 25 %, 70 % на 30 % и т.
п. Однако на практике, в том числе и тогда, когда ясно, что один из участников гораздо меньше повинен в произошедшем, и может претендовать на большую сумму, мало кто из автолюбителей решает добиваться этого до окончательной победы. В особенности, если речь идет о небольшой сумме.
Если вина была обоюдной, большая часть автовладельцев легко принимают предложение страховщика о выплате половины суммы, руководствуясь известной пословицей о синице в руках и журавле в небе. Таким образом, ситуация с «обоюдкой» является очень выгодной для страховщика, так как из-за юридической путаницы он получает большую свободу действий.
Порядок оплаты ущерба 50 на 50 можно пояснить на примере. Гражданину А в ДТП был нанесен ущерб на сумму 60 т.
р., а гражданину В – на сумму 120 т.р. Если будет признана обоюдная вина они получат 30 т. р. и 60 т. р. соответственно.
Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Однако, события могут развиваться еще более худшим образом – если судом не будет установлен виновник или нельзя будет сделать вывод об обоюдной вине: происшествие произошло при обстоятельствах, исключающих возможность сделать однозначные выводы, между водителями не достигнута договоренность и отсутствуют свидетели. В данной ситуации можно быть стопроцентно уверенным в том, что водителям не будут произведены выплаты по ОСАГО.
- Когда, расследуя обстоятельства аварии, не удалось установить вину ни одной из сторон – страховые компании выплачивают сумму страховки в равных долях.
- Когда в случае аварии определено, какова степень вины каждого из участников – денежные средства будут выплачиваться пропорционально установленной судом степени вины каждого;
- В случаях, когда автомобиль поврежден по вине нескольких участников аварии – выплаты ему осуществляют страховые компании таких граждан пропорционально степени их виновности;
Если обратиться к первоисточнику – Правилам страхования, утвержденным Центробанком России, можно увидеть, что данная процедура ими никак не урегулирована.
Разумеется, страховщики стараются извлечь из этого выгоду – пожимают плечами и культурно отправляют пострадавших в аварии обратиться за справедливостью в судебные органы, а, как все знают, наш суд является самым гуманным в мире и может после нескольких заседаний легко определить, степень виновности каждого участника, причем, не ошибившись ни на один процент! Каковы же примеры из судебной практики, касающиеся подобных споров? Чаще всего судьями признается, что вина всех участников является равной, в тех случаях, когда отсутствуют прямые факторы или доказательства, подтверждающие, что ответственность явно лежит на одном из участников.
Не позднее, чем через месяц после вынесения, судебный акт обретает юридическую силу, а затем пострадавший вновь обращается в страховую компанию, на которую возложена обязанность перечислить положенные ему денежные средства, разумеется, если суд не счел равной вину каждого участника. Положена ли выплата по ОСАГО виновнику ДТП, Какие выплаты положены по ОСАГО за повреждения автомобиля, читайте по ссылке: Это была обычная практика, однако после выхода постановления Пленума Верховного суда России, в п.
21 которого прямо указывается на то, что при невозможности установления вины или ее степени каждого из участников, на страховщика возлагается обязательство осуществить перечисление 50 % от стоимости ущерба каждому из пострадавших в аварии.
В случаях же, когда получив страховую выплату, кто-то из водителей придет к выводу, что он виноват в произошедшем в меньшей степени, нежели остальные участники, ему предоставлено право на обращение в судебный орган с требованием взыскать оставшуюся (невыплаченную часть) страховой суммы – в таком случае судья распределит вину между всеми сторонами. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015 г., если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия, лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на ее получение.
В таком случае страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба (абз. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что с 29.01.2015 г.
денежные средства по ОСАГО при наличии вины обоих участников, будут, по решению Пленума ВС выплачиваться всем участникам ДТП, но в размере половины суммы нанесенного вреда. Если вы твердо убеждены, что вина второй стороны значительно выше – обратитесь в судебные органы и обоснуйте свою позицию, однако не забывайте, что судья вправе признать, что оба участника виноваты в равной степени. Юридические «подводные камни» Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину.
В случае, если имеются хотя бы минимальные приметы, указывающие на «обоюдку», необходимо проявлять повышенную внимательность и позаботиться о том, чтобы сотрудниками ГИБДД были зафиксированы все обстоятельства события. Часто ситуация развивается следующим образом – вначале один из участников, рассчитывая на ОСАГО признает себя полностью виноватым. Однако впоследствии он узнает, что сумма, которую надлежит выплатить, выше, чем та, которая предусмотрена ОСАГО, а разницу он будет доплачивать из своего кошелька.
Это подходящий момент для обращения к страховщику, с заявлением о том, что виноват в аварии не он один.
Если появляется возможность не производить выплату, или заплатить вполовину меньше, страховщик с удовольствием воспользуется этим шансом для того, чтобы оттянуть момент выплаты потерпевшему до принятия судебного акта.
Далее в дело вступают автоюристы.
В случае, если обоюдная вина будет доказана, то один из участников внезапно лишится денег, а признавший себя виновником вначале – напротив, не будет нести финансовые затраты, а окажется на выигрышной позиции.
«Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особо следует заострить внимание на «обоюдке», при которой выясняется, что нарушили правила оба водителя, однако между нарушением одной из сторон и аварией отсутствует причинно-следственная связь. В данном случае на страховщика возлагается обязанность по выплате пострадавшему компенсации в полном объеме, невзирая на факт составления в отношении него протокола.
К примеру, местом аварии был перекресток. Один из участников двигался при запрещающем сигнале светофора, а второй проехал на «зеленый», но при этом допустил превышение разрешенной скорости в 60 км/ч.
Другой вариант – один из граждан не имеет при себе документации на автомобиль, чем, несомненно, также нарушает ПДД.
Необходимо обратиться к еще одному примеру, который является очень показательным и наглядно демонстрирует необходимость доказывания того, что причинно-следственная связь отсутствует, в целях справедливого разрешения конфликта. В автомашину, которая стоит во время красного сигнала светофора, врезался другой водитель. Однако по причине опьянения гражданина, находящегося за рулем стоявшего автомобиля, признается, что ПДД нарушили оба участника, поэтому имеет место наличие обоюдной вины.
Но дело в том, что между возникновением гражданской и административной ответственности нет связи.
Поэтому разумный судья признает пьяного водителя виновным только в том, что он нетрезвым сел за руль. Водитель понесет ответственность в виде лишения прав и уплаты штрафа.
А ремонтные работы в отношение его авто должны быть в полном объеме компенсированы страховкой ОСАГО.
Это объясняется тем, что причиной ДТП послужило не нетрезвое состояние, в котором находился водитель, а тот факт, что второй участник не соблюдал дистанцию или скоростной режим, и поэтому именно на него ложится ответственность за данное происшествие.
Сложные и абсурдные моменты, связанные с «обоюдной виной», можно перечислять долго. По этому поводу существует много правовых нюансов. Доходит до того, что озвучивается мнение, что так как Законом об ОСАГО не предусмотрена возможность уменьшить страховую выплату, основываясь на том, какова степень вины управлявшего автомобилем лица в случае наличия обоюдной вины, то вред обеим сторонам должен быть возмещен в полном объеме.
Судебная практика знает и такие случаи. Законодательство никак не регулирует проблему выплаты денежных средств по ОСАГО при наличии обоюдной вины.
По сложившейся практике, при «обоюдке» каждому из участников выплачиваются равные доли, однако под нее не подведена никакая правовая база, и в связи с этим ее можно оспорить в судебных органах. Судьи же решают этот вопрос абсолютно по-разному, из чего можно сделать вывод, что в случае «обоюдки» вопрос будет разрешен в зависимости от мнения судьи, а не от правовых норм.
Можно привести в пример следующий момент судебный случай: столкнулись две автомашины Фольксваген и Мазда-3, со стороны обоих водителей имело место нарушение ПДД.
Но судом было вынесено решение о возложении ответственности на водителя Мазды, и на его страховую компанию ложится обязанность по оплате ремонта поврежденного Фольксвагена. То, что ПДД нарушили оба водителя, не является безусловным основанием признавать их обоих виновниками ДТП. Основываясь на материалах дела, суд принял решение о том, что вина за ДТП лежит на водителе Мазды, нарушившем ПДД и не уступившем дорогу приближавшемуся Фольксвагену.
Между тем обстоятельством, что в дальнейшем обе стороны понесли административную ответственность за то, что нарушили порядок движения, и случившейся аварией отсутствует причинно-следственная связь, поэтому данное обстоятельство не говорит о наличии обоюдной вины в ДТП. Итогом стало постановление Арбитражного апелляционного суда от 12.09.
2011 г. N 09АП-21140/11, в соответствии с которым страховая компания водителя Мазды должна выплатить денежные средства по страховки, а осуществлять ремонт машины водитель должен за свой счет.
Для всех является привычным тот факт, что в случаях, когда наличествует обоюдная вина, страховую выплату по ОСАГО делят между водителями.
Но при этом правила такого распределения далеко не являются очевидными.
Решить, какая сумма должна быть выплачена можно и сравнив степень вреда (тому, кому нанесены более существенные повреждения, выплачивается большая сумма), и определив, чья вина больше (тот, чья вина значительнее, получает меньше). В обоих случаях предполагается обращение в судебный орган, так как только он наделен правом определять наличие и степень вины. Чем руководствовались члены суда при вынесении решения по делу от 25.04.
2011 г. № 18АП-3237/11, возможно лишь предположить, однако интерес представляет одно частное определение.
Участниками ДТП были легковая машина ВАЗ-21214 и трактор МТЗ-82, осуществлявший ремонт отрезка дорожного покрытия. Со стороны лица, управлявшего трактором, последовало нарушение ПДД, выразившееся в неправильном расположении трактора и невыставлении проблесковых маячков. Однако действия водителя второго ТС также были не идеальны: невзирая на наличие знаков, оповещающих о ремонтных работах на дороге, а также ограничителя скорости до 30 км/ч, он мчался на скорости 70 км/ч.
Результатом аварии стали сильные повреждения ВАЗ-21214, трактору же повезло больше, он практически не пострадал. Со стороны страховой компании Альфа-Страхование, с которой водитель трактора заключал страховой договор, последовал отказ в выплате денежных средств по страховке, основанный на том, что оба водителя повинны в произошедшем ДТП.
Помимо этого, страховщик заявил, что между действиями водителя трактора и ДТП отсутствует прямая связь: ведь трактор на момент, когда случилось столкновение с другой машиной, не двигался с места!
Однако у судьи оказалось иное, довольно самобытное мнение. В первую очередь, судья счел, что лицо, управлявшее Жигулями, не врезалось бы в трактор, если бы тот остановился там, где положено.
Второй вывод заключался в том, что основанием для того, чтобы возникло право на получение страховки, является тот факт, что наступил страховой случай, а для определения суммы, выплачиваемой в качестве компенсации, нужно опираться на характер повреждений машины и результаты независимого исследования. В-третьих, при вынесении решения суд дал ссылку постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.09.2009 N 4769/09, которое предусматривает, что ни закон об ОСАГО, ни правила страхования не предусматривают, что страховщик освобождается от обязанности выплатить страховое возмещение, или имеет право уменьшить его предельную сумму (в данной ситуации она не может превышать 120 т. р.), основываясь на том, какова степень вины каждой из сторон аварии.
Наибольший интерес вызывает именно третий вывод судебного органа. Если разделить эту позицию, то следует признать, что при наличии обоюдной вины обоим водителям должна быть выплачена полная сумма страховки, независимо от того, насколько велика его вина в произошедшем.
Хотелось бы узнать, сколько судов будет руководствоваться данным прецедентом, рассматривая страховые споры, в которых вина лежит на обеих сторонах в случаях, когда происходит так называемая «обоюдка»? Была ли Запись полезна? 0 из 0 читателей считают Запись полезной.
Рубрики Наша группа Самое обсуждаемое Простыми словами о юридических вопросах.

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...