Главная - Гражданское право - Объяснительная в россельхознадзор о причинах неиспользования земельного участка по назначению

Объяснительная в россельхознадзор о причинах неиспользования земельного участка по назначению

Объяснительная в россельхознадзор о причинах неиспользования земельного участка по назначению

Управление Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области (Россельхознадзор)

  1. /
  2. Что делать, если нет возможности обрабатывать земли сельскохозяйственного назначения, либо отсутствует необходимость в земельном участке?
  3. /

Как показывает практика Управления Россельхознадзора по Томской области (далее – Управление), значительная часть правонарушений на землях сельскохозяйственного назначения связана с фактом неиспользования таких земель. Чаще всего при проведении проверок именно граждане (собственники) привлекаются к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ (неиспользование земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности). Большинство граждан на территории Томской области получили безвозмездно земельные участки сельскохозяйственного назначения от бывших колхозов, либо покупали земли сельскохозяйственного назначения в связи с их незначительной стоимостью как вложение средств.

Как правило, именно такие земельные участки зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью.

Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения зачастую происходит из-за отсутствия технической и финансовой возможности.

Однако это не является основанием для неисполнения своих обязанностей по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков прописаны в статье 42 Земельного кодекса РФ. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

По результатам проведенных Управлением проверок за 9 месяцев 2018 года выявлено 318 нарушений на общей площади более 4 тыс. га. Выдано 277 предписаний об устранении правонарушений.

Наибольшее количество правонарушений (83,9%) установлено по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка), а также по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращение других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель).

Самой распространенной мерой правового регулирования по-прежнему остаются административные штрафы, которые достаточно высоки. У собственников земельных участков часто возникает вопрос, что делать, если нет технической, финансовой возможности обрабатывать земли сельскохозяйственного назначения, либо отсутствует необходимость в земельном участке сельскохозяйственного назначения?

1. Передать в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Техническая возможность обрабатывать земельные участки сельскохозяйственного назначения есть у сельхозпроизводителей. Узнать сельхозпроизводителей на территории Томской области можно по адресу: http://catalog.agro.tomsk.ru/.

Передав в аренду свой земельный участок, вы решите вопрос с использованием и останетесь собственником такого участка. Безусловно, привлекательность земельного участка сельскохозяйственного назначения для аренды зависит от его расположения и доступности подъездных путей. 2. Продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Особенности продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, Законом Томской области от 13.10.2003 № 135-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Томской области». При продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, принадлежит муниципальному району (городскому округу) по месту нахождения земельного участка.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту нахождения земельного участка о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту нахождения земельного участка о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. В случае если муниципальный район (городской округ) по месту нахождения земельного участка откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

3. Отказ от земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Достаточно крайняя мера, возможна в случае отсутствия необходимости в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. Отказ от права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется путем подачи заявления в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения прекращается с даты государственной регистрации прекращения права в органах осуществляющих государственную регистрацию прав.

Особенности заключения договора аренды, купли-продажи долей в общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. Источник: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области

Как может быть ужесточена ответственность за неиспользование или нарушение правил использования земли

Анонсы 6 июля 2023 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

21 июля 2023 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

9 сентября 2013

Вопросы выделения земельных участков, оформления прав на них и использования всегда имели большое значение для россиян и зачастую носили острый характер. В последние годы неслучайно все больше внимания общества и законодателя уделяется целевому использованию земель — ведь, к примеру, нередко земли сельскохозяйственного назначения простаивают или служат местом свалки, утрачивая плодородие и зарастая сорняками.Так, по данным Минсельхоза России, в нашей стране не используется около 18% от всей имеющейся площади пашни (более 20 млн га). Часто владельцы земельных участков используют их без соблюдения соответствующих правил — к примеру, за первое полугодие 2013 года было выявлено более 12,5 тыс.

таких нарушений на площади 2,7 млн га. Наиболее часто встречающееся из них (8,5 тыс.

нарушений на площади 2,6 млн га) квалифицируются по как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающего состояние земель.На заседании президиума Государственного совета

«О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц»

, состоявшегося 9 октября 2012 года, проблеме изъятия неиспользуемых земельных участков также было уделено значительное внимание. Многие из прозвучавших на этом заседании предложений уже получили законодательное закрепление.В каких случаях земельный участок можно изъять?

(далее — ЗК РФ), , а также Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «» (далее — Закон) предусматривают такую возможность при наступлении определенных условий.Глава VII ЗК РФ закрепляет конкретные основания для изъятия только таких земельных участков, которые используются на вещных правах аренды (), права постоянного бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения (), права безвозмездного срочного пользования () и сервитута ().Недавно принятым Федеральным законом от 7 июня 2013 г.

№ 123-ФЗ «» были уточнены основания и порядок изъятия земель, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования либо праве пожизненного наследуемого владения.Так, из оснований для принудительного прекращения этих прав были исключены систематическая неуплата земельного налога, а также нарушение режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и иных земель с особым режимом.

№ 123-ФЗ «» были уточнены основания и порядок изъятия земель, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования либо праве пожизненного наследуемого владения.Так, из оснований для принудительного прекращения этих прав были исключены систематическая неуплата земельного налога, а также нарушение режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и иных земель с особым режимом. Наряду с этим, перечень таких оснований был дополнен еще одним — неисполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.Напомним, предоставление россиянам земельных участков на правах постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения является своего рода наследием советского периода.

С введением в действие ЗК РФ граждане утратили возможность получения земли на этих вещных правах.

Вместе с тем, если земельный участок предоставлен на таких правах до вступления в силу ЗК РФ, они сохраняются за гражданами (, ).По данным Минсельхоза России, сейчас из всех используемых личными подсобными хозяйствами земель всего 4,8% принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, а доля земель, находящихся у дачников в постоянном (бессрочном) пользовании, составляет 8,2%.Однако государственным (муниципальным) органам и учреждениям, а также казенным предприятиям земли передаются на праве постоянного бессрочного пользования и в настоящее время (), поэтому поправки в большей мере затронули именно эту категорию землевладельцев.По словам Президента РФ Владимира Путина, «мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать предоставленные в пользование федеральным органам власти земли в резерве. Поэтому в отношении неэффективно используемых участков земли нужно принимать меры и требовать внятного обоснования потребности в земле от ведомств и организаций, в расположении которых находятся миллионы гектаров». Законодатель прореагировал на это замечание, и в ЗК РФ появилось еще одно новшество, способное существенно облегчить изъятие таких земель.Речь идет о введении нового порядка принудительного изъятия неосвоенных земель.

Если сейчас право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено только на основании судебного решения, то после вступления поправок в силу земли, предоставленные государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию, могут быть изъяты в административном порядке по решению государственного или муниципального органа (соответствующие изменения вносятся в ). Это позволит более оперативно изымать неиспользуемые или ненадлежащим образом используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.Можно ли изъять земельный участок у собственника?ЗК РФ в настоящее время не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника, делая отсылку на нормы гражданского законодательства (). ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:

  1. использование участка с грубым нарушением правил рационального использования земли (в частности, нецелевое использование участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или значительное ухудшение экологической обстановки) ().
  2. неиспользование земельного участка, выделенного для целей сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом ();

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки к , касающиеся принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г.

№ 435-ФЗ «»). Возможность принудительного изъятия у собственника таких земель существовала и раньше, но поправки значительно конкретизировали существующие основания для этого:Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  1. залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  2. на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  3. на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  4. на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  5. залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  6. на сенокосах не производится сенокошение;
  7. на пастбищах не производится выпас скота;
  8. закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

(Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «»)1. Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность ().

Правительством РФ были разработаны критерии, опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется. К примеру, если 30% от площади культурных сенокосов занимают сорняки либо не производилось сенокошение, на пастбищах не пасется скот, а свыше 15% площади пашни занято кустарниками или деревьями, есть основания для признания сельхозугодий заброшенными (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «»).До принятия этого документа региональным управлениям Россельхознадзора с целью установления факта неиспользования участка приходилось проводить ежегодные проверки в течение трех лет.

В противном случае суд мог посчитать факт неиспользования земельного участка в течение требуемого периода недоказанным и отказать в требовании о его изъятии (постановление ФАС ЦО от 31 мая 2010 г. по делу № А36-4751/2009).Сейчас норма об изъятии заброшенной земли работает, но еще несколько лет назад суды иногда признавали неиспользование земли в течение пяти лет со дня возникновения права собственности «малозначительным нарушением» (постановление ФАС ВВО от 19 ноября 2009 г. по делу № А82-12598/2009). Правда, чаще судьи все-таки указывают на ухудшение качеств земли в результате зарастания сорняками и кустарниками и подтверждают факт нарушения требований к ее использованию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г.

№ 20АП-5126/12).Интересно, что в 2008 году была предпринята попытка значительно сократить срок неиспользования участков из земель сельскохозяйственного назначения для того, чтобы ее можно было изъять.

Член комитета Госдумы по труду и социальной политике Анатолий Иванов внес в нижнюю палату парламента законопроект, предоставляющий возможность принудительного изъятия земельных участков (в том числе сельскохозяйственных угодий), если они не были освоены в течение всего лишь одного года с момента возникновения права собственности. В отрицательном заключении на законопроект, который дал профильный комитет, отмечалось несоответствие инициативы положениям гражданского законодательства и процедуре предоставления земли для строительства. После этого законопроект был отозван автором.2.

Такое использование участка, которое повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки (). Критерии таких последствий нерационального землепользования установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736 «», постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г.

№ 612 «»). При этом не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия, как и в первом случае, является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту.

На этот нюанс обращают внимание и суды при вынесении решений об изъятии земель сельскохозяйственного назначения у собственников (см., например, решение АС Курганской области от 17 июня 2013 г.

№ А34-1836/2013).Конечно, решения об изъятии земельных участков по основаниям их неиспользования или ненадлежащего использования выносятся не только в отношении организаций, но также и в отношении граждан, «запустивших» свои сотки (см., например, решение Вадинского районного суда Пензенской области от 9 августа 2012 г.

по делу № 2-72).Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с при невыполнении установленных к использованию земли требований, и суды признают законность таких требований арендодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29 марта 2012 г.
по делу № 2-72).Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с при невыполнении установленных к использованию земли требований, и суды признают законность таких требований арендодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29 марта 2012 г. по делу № 33-2531/2012, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г.

по делу № 33-792/2011). Целевое использование земельного участка имеет значение и при решении вопроса о продлении арендных отношений (определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г. по делу № 33-4737/12, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011).По тем же основаниям принудительно могут быть прекращены право постоянного (бессрочного) пользования по иску муниципальной или областной администрации (постановление ФАС ПО от 22 ноября 2012 г.

№ Ф06-9123/12 по делу № А49-764/2011, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г.

по делу № 33-1926/2012) и право пожизненного наследуемого владения (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. № Ф07-10707/2010 по делу № А56-68296/2009).В отношении земель, предоставленных для строительства, в настоящее время не разработаны критерии отсутствия деятельности по застройке участка.

Если землевладелец вообще не оформлял разрешительную документацию на строительство дома или не приступал к строительству, ситуация однозначна и разрешается не в его пользу (см., например, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012). Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт «простоя» земли и изъять ее на основании ст.
по делу № 33-1926/2012). Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт «простоя» земли и изъять ее на основании ст. 284 ГК РФ (см., например, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г.

по делу № 33-9495).Что может поменяться в правилах изъятия земель в ближайшее время?Для конкретизации общих условий и порядка принудительного изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, Минэкономразвития разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в гражданское и земельное законодательство. В случае одобрения документа ЗК РФ объединит в себе все основания для изъятия земельных участков, в том числе и для участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а соответствующие положения Закона () утратят силу.Помимо этих технических поправок законопроект предлагает и некоторые новшества. К примеру, определяются признаки неиспользования земельного участка, предоставленного под строительство: отсутствие на участке здания или сооружения, отсутствие разрешения на строительство либо нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек.

Как и сейчас, в срок неиспользования земельного участка любой категории не включается время, в течение которого он не мог быть использован ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а также время, необходимое для его освоения (но не более двух лет).Кроме того, закрепляется единый для всех земельных участков порядок их изъятия. При этом правило о выполнении условия о наличии неустраненного собственником административного правонарушения, совершенного в отношении участка, а также судебный порядок изъятия участка сохраняются.По общим правилам земля продается с публичных торгов, и бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако законопроект предлагает новшество, определяющее порядок действий в том случае, если правонарушение совершено на площади, не превышающей 30% от общей площади участка.

Тогда земельный участок подлежит разделу, продан будет один или несколько выделенных из него участков, а из передаваемой собственнику суммы будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы для раздела участка.Законопроект пока не внесен в Госдуму и проходит стадию общественного обсуждения. Ознакомиться с ним и поделиться своими соображениями с ведомством-разработчиком можно на раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.Помимо этого, нерадивых собственников земельных участков предлагается «бить рублем», причем сразу по нескольким направлениям.1 августа текущего года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, разработанный Правительством РФ и касающийся порядка исчисления административных штрафов за земельные правонарушения в отношении земель сельскохозяйственного назначения. На основе анализа контрольной практики Россельхознадзора авторами документа был вычислен средний размер штрафа за нарушения на таких землях, составивший менее 3 тыс.

руб. Если сейчас административные штрафы исчисляются в отношении земельного участка независимо от его площади и прочих характеристик, то в случае одобрения законопроекта сумма штрафа будет поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земли. Так, совершившим правонарушение гражданам придется заплатить от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 3 тыс.

руб.), должностным лицам — от 0,5% до 1,5% (но не менее 50 тыс. руб.), а юридическому лицу недобросовестное отношение к земле обойдется в сумму от 2% до 10% ее кадастровой стоимости (но не менее 200 тыс. руб.).В качестве примера кабмин рассчитал размер штрафов за земельный участок площадью 100 га, средняя кадастровая стоимость которого составляет 4 млн руб.

Если сейчас допустивший нарушение на этом участке гражданин заплатит 5 тыс. руб. (), то по новым правилам размер штрафа увеличится для него в четыре раза и будет составлять 20 тыс.

руб. То же касается и организаций (100 тыс.

руб. и 400 тыс. руб. соответственно).

Верхняя граница штрафа тоже установлена и составляет 500 тыс.

руб. Предполагается, что эти изменения будут стимулировать использование сельхозугодий максимально плодотворно, а также способствовать вовлечению неиспользуемых участков в сельскохозяйственный оборот.Одновременно с инициативой по увеличению административных штрафов за земельные правонарушения в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий повышение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения. Автором его также является Правительство РФ. Напомним, сейчас земли сельхозназначения и некоторые другие категории земель облагаются по пониженной ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка.

Для всех остальных земель налоговая ставка составляет 1,5% ().

Законопроект предлагает использовать стандартную ставку (1,5%) и для исчисления земельного налога в отношении заброшенных сельхозугодий. ЦитатаЕкатерина Орлова, директор Real Estate Zemer Consulting & Development»Институт частного права на землю России не свойственен, право на землю частным лицам всегда разрешалось неохотно.
ЦитатаЕкатерина Орлова, директор Real Estate Zemer Consulting & Development»Институт частного права на землю России не свойственен, право на землю частным лицам всегда разрешалось неохотно.

За последние 20 лет частное право на земельные участки стало более привычным и само собой разумеющимся. Однако в ЗК РФ изначально заложены основы регулируемого частного права, и фактически право частной собственности на землю является условным — при несоблюдении установленных условий землю можно изъять.

Примечательно, что поводы для изъятия в самом кодексе указаны очень широко и не конкретно — это дает возможность принимать любые нормативные акты при необходимости изъятия земель под тем или иным предлогом. А конкретные поводы — форумы, игры, проведение трасс, иные задачи — это уже момент технический».Земельные участки могут быть изъяты и по другому основанию — для государственных и муниципальных нужд (). В последние годы все чаще устанавливаются особенности изъятия земли по этому основанию для реализации отдельных проектов.

Исключения из общего порядка были закреплены сначала для целей строительства объектов, необходимых для проведения форума

«Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество»

, который прошел во Владивостоке в 2012 году.

Затем по этому же пути законодатель пошел при подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которые состоятся в России.По общему правилу выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником уведомления об изъятии допускается только с согласия собственника.

Специальные законы об организации подобных значимых мероприятий сокращают этот срок и разрешают госоргану обратиться в суд с требованием об изъятии земли, если ее собственник бездействует в течение трех месяцев со дня предоставления возможности для ознакомления проекта заключаемого с ним соглашения (ч.

16 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «», ч. 23 ст. 30 Федерального закона от 7 июня 2013 г.

№ 108-ФЗ «»).Конечно, такие особенности обусловлены сжатыми сроками подготовки к тому или иному мероприятию.Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий — ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

№ 43-ФЗ «»). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения ().

Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка ().Решение вызвало серьезный общественный резонанс еще на стадии рассмотрения законопроекта, на основании которого был принят соответствующий закон.

Первоначально собственнику отводился всего один месяц для принятия решения — заключать соглашение о выкупе на основе полученного проекта или нет. Учитывая, что этот срок исчисляется не со дня получения проекта, а со дня его направления, фактически времени для обдумывания оставалось бы еще меньше — ведь письмо даже в пределах одного города может идти довольно долго.После утверждения, пусть и в скорректированном виде, закон тоже неоднократно подвергался критике из-за противоречия нормам и возможности изъятия участков даже без утвержденного плана застройки.Тем не менее, новые правила уже вступили в силу и действуют с 19 апреля текущего года.Каков прогноз последствий ужесточения политики государства в отношении неиспользуемых земель?Владельцы земли, допустившие нарушение правил ее использования, сначала привлекаются к административной ответственности, и только после этого может быть инициирован процесс принудительного изъятия участка.

Таким образом, у нарушителей есть шанс исправить выявленные недостатки землепользования, обезопасив себя от лишения земли (например, если будет установлен факт неиспользования земли, высадив на крайний случай овес или другую неприхотливую культуру — тогда земля хотя бы по формальным основаниям будет использоваться).Эксперты отмечают, что одними лишь карательными мерами невозможно повысить эффективность использования земель. Гораздо более успешно решить поставленную задачу смогло бы применение мер экономического стимулирования землепользователей наряду с ужесточением ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земель.

«Именно стимулирование использования неосвоенных территорий за счет неприкосновенности права собственности, а также целевых программ финансирования, могло бы решить проблему неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, — вместо дополнительных штрафов и карательных мер»

, — поясняет директор Real Estate Zemer Consulting & Development Екатерина Орлова.Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.К тому же иногда землю просто необходимо выдержать под паром, то есть не использовать ее в течение какого-то времени, дав возможность плодородному слою восстановиться.

Это касается использования участка после тех культур, которые серьезно истощают плодородие земли (кукуруза, подсолнечник, бахчевые и т.д.).Заслуживает внимания и коррупциогенный фактор взятого курса государства. Протоколы о нарушениях и факты неустранения этих нарушений будут составлять и устанавливать обычные инспекторы Россельхознадзора, и у землевладельцев будет соблазн откупиться от них.Кроме того, не исключено и появление различных схем ухода от ответственности — например, экстренные продажа или дарение земель близким родственникам (для организаций — «дочкам»).Новости по теме:

  1. — ИА «ГАРАНТ», 10 октября 2012 г.
  2. — ИА «ГАРАНТ», 10 июня 2013 г.
  3. — ИА «ГАРАНТ», 2 августа 2013 г.
  4. — ИА «ГАРАНТ», 29 июля 2013 г.

Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «»
  2. Постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г.

    № 736 «»

  3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «»
  4. Федеральный закон от 7 июня 2013 г.

    № 123-ФЗ «»

  5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «»
  6. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 «»
  7. Федеральный закон от 7 июня 2013 г.

    № 108-ФЗ «»

  8. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «»

__________________________ Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 31679-5.Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 325474-6.Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 325481-6.

Теги: , , , , , , , , , , , , , Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2023. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Чем грозит неиспользование земельного участка

Автор публикации: Адвокат Написать Подписаться9 680 просмотров225 дочитываний60 комментариев 22 июня 2020 в 08:37 Краткое содержание:Счастливых обладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения все чаще стали беспокоить проверки государственного земельного надзора.Связано это с тем, что, получив землю в собственность в лихие перестроечные годы, бывшие колхозники, а ныне собственники паев и долей в общем земельном участке в основном рассчитывали на арендаторов при использовании своих паев. Ввиду того что земли у колхозов было много, при ее раздаче получались достаточно большие по площади паи или доли земли.

Такие наделы сдавались собственниками в аренду, без выдела доли в натуре, а то и просто простаивали.В результате с течением времени земельный участок приходил в состояние, непригодное для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнических мероприятий, которые никто не проводил.Согласно ст.

77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.Согласно закону, собственник земли должен не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.Собственник должен обеспечить рациональное использование земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.В последнее время, с упадком сельского хозяйства, сорное растение борщевик активно заполоняет плодородные земли, агрессивно вытесняя другие растения с ареала обитания, оставляя при контакте сильные незаживающие ожоги, при этом истребить его очень трудно. На неиспользуемых землях участились случаи пожаров, а ведь при этом, помимо угрозы безопасности населению, происходит заметное ухудшение плодородного слоя почвы. Как утверждают специалисты, при посеве культур на выгоревшую почву урожайность снижается на 20–30%.Регулировать отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, был призван федеральный закон от 24.07.2002 г.

№ 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

.В результате длящегося недобросовестного использования земель сельхозназначения постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г.

№ 369 был установлен Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а именно:Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  1. на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  1. на сенокосах не производится сенокошение;
  1. на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  1. на пастбищах не производится выпас скота;
  1. на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  1. залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  1. залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  1. закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции осуществляет Россельхознадзор, проводя его в виде выездных плановых и внеплановых проверок.Учащаются случаи внеплановых проверок Россельхознадзора по заявлению граждан и организаций о неиспользовании земельного участка собственниками.В результате выявленных нарушений должностными лицами Россельхознадзора собственникам и арендатором земли выдается предписание по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения выявленных нарушений в области земельных отношений.В соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в том числе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.Неисполнение предписаний Россельхознадзора также является наказуемым и влечет наложение штрафа.Кроме того, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 24.07.2002 г.

№ 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации.Таким образом, земли с/х назначения на условиях принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, а также изъятия таких земельных участков у собственника в судебном порядке будут выставлены на продажу с публичных торгов, либо приобретены в государственную или муниципальную собственность.При этом действие ФЗ № 101 не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.2018 год стал для российского агросектора переломным.

Президент Владимир Путин поставил перед сельскохозяйственной отраслью амбициозную задачу – увеличить экспорт аграрной продукции более чем в 2 раза, до 45 млрд долларов в 2024 году.

Государство обеспечило основные меры поддержки экспортеров – аграриев, это льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель.Для выполнения задачи, поставленной перед аграриями, и наращивания количества производимых зерновых культур возникла необходимость в большем количестве пригодных для этих целей земель.

Учитывая поставленные руководством страны цели и задачи, органы исполнительной власти активизировали свою работу по выявлению и пресечению случаев нерационального использования земли.Судебная практика, сложившаяся к 2020 году, подтверждает необходимость собственникам земель сельскохозяйственного назначения более ответственно отнестись к своим обязанностям по содержанию и освоению земли.В связи чем необходимо провести ревизию арендных отношений и не допускать появления признаков неиспользования земельного участка, чтоб избегнуть наложения штрафных санкций и ситуации по принудительному изъятию земли.да 46 / -17 нетВаш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: Отписаться от обсужденияПодписаться на обсужденияПопулярныеНовыеСтарыеПоказать ещё комментарии (60)

сегодня, 18:45

Источник: gazeta.ru (оригинал)Госдума приняла закон, который освобождает спасателей и руководителей аварийно-спасательных служб от ответственности за ущерб или вред здоровью при крайней необходимости .

0 3 сегодня, 18:41

Столичные организации, нарушившие требования об обязательной вакцинации 60 процентов сотрудников, могут получить штраф до 1 миллиона рублей. Об этом ТАСС сообщил руководитель 2 71 сегодня, 17:57

Московские власти утвердили размеры штрафов для юридических лиц.

9 158 сегодня, 17:49

Штрафы индивидуальным предпринимателям и юрлицам за невыполнение требований о вакцинации сотрудников в Москве составят от 30 тысяч до одного миллиона рублей. Размер денежного взыскания за отказ .

0 26 сегодня, 17:41

Всем 5 75 сегодня, 17:25

Источник: gazeta.ru (оригинал)В Москве организации за повторное нарушение требований о вакцинации сотрудников от коронавируса будут штрафовать на сумму до миллиона рублей.

Об этом сообщил начальник . 0 3 сегодня, 13:48

Росреестр разработал методические рекомендации к федеральному закону о «гаражной амнистии».

Материалы в простой и доступной форме помогут автовладельцам разобраться с процедурой оформления гаражей .

0 3 сегодня, 12:05

Источник: gazeta.ru (оригинал)Государственная дума на заседании в среду, 16 июня, приняла в третьем окончательном чтении закон, согласно которому за административные нарушения в сфере оборота . 0 1 сегодня, 12:04

За два года — с марта 2020-го по март 2023-го — количество строящихся квартир в Сочи снизилось на 2,8 тысячи единиц, следует из материалов агентства «ОНИКС-Недвижимость», поступивших в редакцию .

0 3 сегодня, 11:10

Лидер фракции «Батькивщина» в Верховной раде Юлия Тимошенко обратилась к украинскому населению, назвав земельный закон, который вступает в силу 1 июля 2023 года, «расправой» над украинцами. 0 45 сегодня, 10:53

Сергей Собянин объявил дни с 15 по 19 июня в Москве выходными с сохранением заработной платы, чтобы приостановить рост заболеваемости коронавирусом.

Об этом сообщается на официальном 0 50 сегодня, 07:13

Приняв решение оставаться в роли наблюдателя относительно вакцинации от КОВИД19, читаю ежедневно в новостях статьи на эту тему.Я думаю, что большое количество россиян сегодня следит за развитием .

1 97 сегодня, 06:26

Глава Москвы Сергей Собянин объявил дни с 15 по 19 июня в Москве выходными с сохранением заработной платы, чтобы приостановить рост заболеваемости коронавирусом. Об этом сообщается на официальном . 0 45 сегодня, 05:33

Дело в том, что Федеральный закон от 22 ноября 2016 г.

№ 385-ФЗ “О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию” устанавливает, что каждый гражданин, достигший пенсионного 3 155 Сейчас читают публикациюЮристов онлайн Вопросов за суткиВопросов без ответовПодписаться на уведомленияПартнёр МобильноеприложениеМы в соц. сетях

© 2000-2023 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

vernuti-tovar.ru
Обсуждения
Оценщик автомобилей для наследства

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Комментариев  0
Продажа авто если в птс нет места

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

Комментариев  0
Военная часть в тамбове радиоэлектронная борьба

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top