Как прописать в учетной политики про метод начисление обязательств
Оглавление:
Исправляем ошибки в учетной политике: оценочные обязательства и значения
По теме Читайте все материалы (178) по теме . Есть обновление (+59), в том числе: 22 июля 2016 г.
14:13 Аудиторская компания «» Учетная политика – главный документ любой компании.
Именно от ее правильного составления подчас зависят те или иные показатели бухгалтерской отчетности.
Искажение этих показателей, как правило, дорого обходится.
С 2016 года контроль государства за нарушениями требований к бухгалтерской отчетности ощутимо усилился. Помимо возросших штрафов, теперь КоАП предусматривает наказание в виде дисквалификации должностных лиц на срок от одного до двух лет. Рассмотрим некоторые распространенные пробелы в бухгалтерских учетных политиках организаций, выявляемых при аудите.
Отказ в учетной политике от создания резерва по сомнительной дебиторской задолженности не соответствует нормам бухгалтерского законодательства. Это утверждение верно, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год все организации (включая малые предприятия) обязаны создавать резерв на величину сомнительной дебиторской задолженности. Это следует из пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв.
Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Положение № 34н). Сомнительной считается организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резервированию подлежит любая сомнительная задолженность, а не только возникшая при реализации товаров (работ, услуг), например, выданные займы и авансы, которые отвечают критериям сомнительных долгов.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Методика должна быть разработана бухгалтером самостоятельно и закреплена в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Сумму резерва отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») и кредиту счета 63 «Резерв по сомнительным долгам». При формировании резерва сумма долга учитывается с НДС.
Важно! Резерв сомнительных долгов является регулируемой величиной, поэтому его сумма в пассиве бухгалтерского баланса не отражается, а вычитается из показателя дебиторской задолженности, отражаемого в активе баланса (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
При списании безнадежных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, делается запись по дебету счета 63 в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами 60 (62, 76, 66, 67 и пр.). К сведению! В отличие от правил бухгалтерского учета, для целей налогообложения указанный резерв не обязателен.
Он создается по желанию организации с учетом ограничений прописанных в НК РФ. Решение о создании резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
С отчетности 2011 года из Положения № 34н исключен пункт 72, где содержалась норма, позволяющая организациям самостоятельно принимать решение о создании резерва на предстоящую оплату отпусков работникам. С этой даты применяется бухгалтерский стандарт — ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
. ПБУ 8/2010 ввело в российский бухучет такое понятие, как оценочное обязательство.
Это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения, которое признается в бухучете при одновременном соблюдении таких условий:
- величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена. Так, количество причитающихся работникам дней отпуска и соответствующую этим дням сумму расходов легко подсчитать.
- вероятно, уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства. Например, выплата денежных сумм уходящим в отпуск работникам является оттоком денежных средств организации;
- у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Например, в случае с отпускными организация согласно нормам трудового права обязана предоставить работникам заработанные ими дни отпуска;
Исходя из указанной нормы, обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска признаются оценочными и должны быть отражены в бухучете на отчетную дату. Специального порядка для расчета величины обязательства под отпускные ПБУ 8/2010 не предлагает.
В пункте 15 сказано лишь, что величина оценочного обязательства должна отражать наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (Письмо Минфина России от 19.02.2016 N 07-01-09/9317).
То есть, если сотрудники в отчетном периоде уходят в отпуск, работодатель должен иметь необходимые денежные средства на выплату полагающихся им сумм с учетом страховых взносов. Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов ее хозяйственной жизни, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов.
Организация должна обеспечить документальное подтверждение обоснованности такой оценки и закрепить порядок расчета суммы обязательства в учетной политике для целей бухучета. К сведению! ПБУ 8/2010 может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (например, субъектами малого предпринимательства).
Но это нужно закрепить в учетной политике. Оценочное обязательство отражается по дебету счетов учета затрат в зависимости от трудовых функций работников и особенностей выполняемой ими работы (20, 23, 25, 26, 28, 44) и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
Использование средств резерва при начислении отпускных и страховых взносов отражается по дебету счета 96 и кредиту счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К сведению. Для целей налогообложения указанный резерв не обязателен, создается по желанию организации в порядке, установленном в НК РФ. Это необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
С отчетности за 2011 год, организации лишены права самостоятельно принимать решение о создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание проданной продукции (выполненных работ) в бухгалтерском учете. Соответствующие изменения были внесены в Положение № 34н приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н.
Поэтому в силу пунктов 5, 15 ПБУ 8/2010 подрядной организации необходимо отразить в учете и отчетности оценочное обязательство в размере предполагаемых расходов на устранение недостатков. Если этого не сделать, пользователи отчетности будут дезинформированы о возможных убытках организации и, как и аудиторы, будут вправе говорить о недостоверности бухгалтерской отчетности. Поэтому в учетной политике необходимо закрепить конкретный порядок определения суммы гарантийного обязательства.
Если своей методики расчета гарантийных обязательств у организации нет, то можно воспользоваться примером № 3 определения величины оценочного обязательства по выданным гарантиям, приведенном в Приложении № 2 к ПБУ 8/2010 или применить нормы налогового законодательства по созданию резерва по гарантийным обязательствам, прописанными в НК РФ. К сведению. Для целей налогообложения создание резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию является правом организации, которое нужно закрепить в налоговой учетной политике ( НК РФ).
Организации должны создавать в бухучете резерв под снижение стоимости (обесценение) материальных ценностей (МПЗ), если возможная цена продажи МПЗ (сырья, материалов, товаров) стала меньше их балансовой стоимости (п.
20 Методических указаний по учету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н).
Это бывает, например, если МПЗ морально устарели или потеряли свои первоначальные качества. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
Величина резерва признается оценочным значением (п. п. 2, 3 ПБУ 21/2008). Выбранный организацией порядок определения и документального подтверждения рыночной стоимости МПЗ, а также периодичность пересмотра суммы созданного резерва закрепляется в ее бухгалтерской учетной политике. Напомним, согласно п. 2 ПБУ 5/01 к МПЗ относятся активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п.
при производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также активы, предназначенные для продажи или используемые для управленческих нужд. Так, товары и — являются частью МПЗ.
На обесценение необходимо проверять все МПЗ, в том числе отраженные по дебету счетов , , . Это надо делать как минимум раз в год — перед составлением годовой отчетности (п. 25 ПБУ 5/01 2Учет материально-производственных запасов»).
N 64н (вступает в силу с 20 июня 2016г.) внесены изменения в ПБУ 5/01.
Так, организации, имеющие право на упрощенные способы бухучета и составления отчетности (например, малые предприятия) теперь вправе не создавать указанный резерв. В налоговом учете резерв под обесценение материальных ценностей не создается. Таким образом, правильное отражение сумм оценочных значений и обязательств в бухучете потребует не только осмысления всех событий хозяйственной деятельности организации и владения исчерпывающей информацией о них, но и дополнительных трудозатрат.
Однако игнорирование бухгалтером положений о создании резервов не позволит пользователям бухгалтерской отчетности сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении.
Аудиторы компании «Правовест Аудит» в своей статье уже .
Около 80 % бухгалтеров, как показывает наша практика, еще не актуализировали в полной мере свои учетные политики в 2016 году.
В связи с этим актуально предложение по с выдачей рекомендаций по приведению всех ее положений в соответствие с требованиями законодательства. Остались вопросы? Получите ответы и рекомендации от аудиторов компании !
Звоните: 8 (495) 231-23-21, пишите: Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!
Особенности учетной политики для организаций, перешедших на кассовый метод определения прибыли
Что же должно быть учтено налогоплательщиком, при написании учетной политики для целей налогообложения прибыли, при выборе, в целях налогообложения прибыли, метода определения доходов и расходов по кассовому методу:1.
Организации, применяющие кассовый метод, определяют выручку от реализации товаров (работ, услуг) исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), включая реализацию основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и прочего имущества, выраженных в денежной и (или) натуральной форме. При определении выручки от реализации из нее исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).2.
При определении выручки от реализации необходимо помнить, что экспортные пошлины не предъявляются налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг) и учитываются при определении размера выручки.
Сумма акцизов, включенная в стоимость реализованных покупателям товаров, исключается из размера выручки от реализации.3. При определении возможности применения кассового метода внереализационные доходы организации не учитываются.4.
В том случае, если в составе доходной части налогоплательщика доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) и предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) основными, то они признаются выручкой от реализации, которая участвует при определении возможности использования кассового метода.В том случае, если перечисленные выше услуги организацией оказываются регулярно, но данный вид деятельности не признан основным, в этом случае доходы в целях налогообложения будут признаны внереализационными.По усмотрению налогоплательщика в данном варианте в учетной политике организации целесообразно прописать, в составе каких доходов перечисленные выше доходы будут признаны организацией.5. Применение кассового метода признания доходов и расходов носит добровольный характер. Даже в том случае, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) организации не превышает предельный показатель, установленный пунктом 1 статьи 273 НК РФ, данная организация может признавать доходы и расходы по методу начисления.6.
Переход на признание доходов и расходов по кассовому методу возможен только с начала налогового периода. В соответствии с нормами статьи 313 НК РФ решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода.Признание доходов и расходов по кассовому методу не освобождает организации от ведения налогового учета в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ в целом и статьей 313 НК РФ в частности.Пример 1.Изменим условия примера 20.
Пусть организация, применяющая в 2004 году метод начисления, принимает решение о переходе на кассовый метод признания доходов и расходов с 1 января 2005 года.Выручка от реализации товаров без учета НДС составила:
- за II квартал 2004 года — 1 000 000 рублей;
- за III квартал 2004 года — 500 000 рублей;
- за I квартал 2004 года — 800 000 рублей;
- за IV квартал 2004 года — 400 000 рублей;
Определим, вправе ли организации применять кассовый метод признания доходов и расходов с 1 января 2005 года:(800 000 рублей + 1 000 000 рублей + 500 000 рублей + 400 000 рублей) / 4 = 675 000 рублей.Исходя из расчета, выручка налогоплательщика в среднем за четыре квартала, предшествовавших переходу на кассовый метод, не превысила одного миллиона рублей, следовательно, за организацией остается право перехода с 1 января 2005 года на кассовый метод для целей исчисления налога на прибыль.Окончание примера.Минусом кассового метода является такой аспект, что согласно пункту 4 статьи 273 НК РФ, если в налоговом периоде, в котором применяется кассовый метод, средняя выручка от реализации за последние четыре квартала превысит предельный показатель, то в этом случае налогоплательщик обязан перейти на метод начисления, и не с того квартала, в котором произошло превышение предельного показателя, а с начала налогового периода, в котором был превышен предельный показатель выручки от реализации. В этом случаен налогоплательщику будет необходимо перерасчет всех доходов и расходов в порядке, предусмотренном для метода начисления.Пример 2.Организация, применяющая кассовый метод для целей исчисления налога на прибыль с 1 января 2005 года, по итогам работы за 9 месяцев 2005 года она проверяет возможность дальнейшего применения кассового метода.Выручка от реализации составила:
- за I квартал 2005 года — 200 000 рублей;
- за III квартал 2005 года — 1 500 000 рублей.
- за IV квартал 2004 года — 2 000 000 рублей;
- за II квартал 2005 — 300 000 рублей;
Определим, вправе ли организация применять кассовый метод признания доходов и расходов в IV квартале 2005 года:(2 000 000 рублей + 200 000 рублей + 300 000 рублей + 1 500 000 рублей) / 4 = 1 075 000 рублей.Исходя из предложенных условий, средняя выручка от реализации у налогоплательщика превысила предельный показатель. Таким образом, организация должна перейти на метод начисления с 1 января 2006 года и пересчитать доходы и расходы с указанной даты по методу начисления.
Но следует отметить, что за налогоплательщиком сохраняется право с 1 января 2006 года вновь применять кассовый метод, в том случае, если выручка от реализации в среднем за 2005 год не превысит предельный показатель.Окончание примера.7. Уплата налога на прибыль организациями, применяющими кассовый метод, осуществляется в соответствии со статьей 286 НК РФ.
Так как выручка от реализации у названных организаций в среднем не превышает одного миллиона рублей, то ими применяется пункт 3 статьи 286 НК РФ. В соответствии с содержанием этого пункта организации, применяющий кассовый метод определения доходов и расходов, уплачивают квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода и налог на прибыль по окончании налогового периода.8.
За организациями, применяющими кассовый метод, остается право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.
При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов :
Как составить (изменить) учетную политику для целей бухгалтерского учета
- 4.
- 3.
- 1.
- 5.
- 6.
- 7.
- 2.
Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая , независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008). – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета.
Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:
- полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
- своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
- приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г.
№ А42-6647/03-20).
В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации .
Учетная политика должна включать в себя:
- рабочий план счетов;
- ;
- регистры бухучета;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки активов и обязательств;
- порядок , технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.
Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008. Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель).
Утверждает учетную политику руководитель организации.
Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?Да, обязана.Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета.
Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника).
Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г.
№ 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.
В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в .
Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций.
В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.Организации, которые относятся к категории или некоммерческих организаций, могут вести бухучет по или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике.
Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г.
№ 402-ФЗ.Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?Да, можно.Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п.
16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).Информация об учетной политике в отчетностиИнформацию об учетной политике нужно раскрывать в .
Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.Так, обновив учетную политику в отчетном году, в необходимо раскрыть следующую информацию:
- причину изменения;
- содержание обновленных или новых пунктов;
- порядок того, как будут отражены последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – в той степени, в которой это практически возможно.
Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п.
16 ПБУ 1/2008). Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год.
Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения.
Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.Дополнением учетной политики является описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008).Если учетная политика была дополнена в течение года, то информацию об этом необходимо раскрыть в к промежуточной отчетности.
А те новые способы ведения учета, которые применяются с начала года, следует привести в к годовой бухгалтерской отчетности (п.
24 ПБУ 1/2008).Дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в .Изменения учетной политикиИзменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда:
- изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;
- организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);
- существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).
Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года (ч.
7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008).Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п.
14 ПБУ 1/2008).Если изменения в учетной политике повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008). Пример, как внести изменения в учетную политику для целей бухучета. Организация меняет способ учета долгосрочных обязательств В учетной политике ООО «Альфа» на 2015 год записано, что займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, учитываются в составе долгосрочной задолженности.
Для повышения достоверности информации, которая отражается в разделе IV «Долгосрочные обязательства» Бухгалтерского баланса, принято решение об изменении учетной политики. Начиная с бухгалтерской отчетности 2016 года займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, будут переводиться в состав краткосрочной задолженности, когда до их погашения останется меньше 365 дней.Как минимум в за год, в котором были утверждены изменения в учетной политике, необходимо указать:
- причину изменения учетной политики в отчетном году;
- содержание изменения учетной политики в отчетном году;
- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.
Такой порядок установлен пунктами 21, 25 ПБУ 1/2008.При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п.
16 ПБУ 1/2008).Ситуация: как отразить изменение учетной политики в бухгалтерской отчетности?Ответ на этот вопрос зависит от того, относится организация к или нет.Организациям, не являющимся , при изменении учетной политики нужно пересчитать показатели отчетности за прошлые периоды (ретроспективный пересчет).
Однако прежде следует определить период такого перерасчета и оценить возможность его проведения.В ситуации, когда меняется способ ведения бухучета, период ретроспективного пересчета определяйте исходя из предположения, что измененный способ бухучета применялся с момента возникновения деятельности данного вида. Если перерасчет нельзя сделать с достаточной степенью точности, не проводите его и применяйте измененный способ бухучета перспективно. То есть с начала нового отчетного периода.Если принимается новый или изменяется существующий нормативно-правовой акт, в нем может быть установлен конкретный период или порядок перерасчета.
Тогда перерасчет проводите в установленном этим документом порядке.Такой порядок следует из пунктов 14 и 15 ПБУ 1/2008.При ретроспективном пересчете показатели отчетности нужно пересчитать исходя из предположения, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета.
Поскольку это приведет к изменению остатков активов и обязательств, информацию о результатах пересчета нужно отразить в к отчетности.
Это будет документальным обоснованием внесенных изменений.После этого нужно внести изменения в данные бухгалтерской отчетности текущего периода. И отразить в них результаты перерасчета показателей предыдущих периодов (п. 21 ПБУ 1/2008). А в бухучете следует отразить разницу между фактическими данными и результатами перерасчета.
Необходимые записи внесите в учет в межотчетном периоде между 31 декабря и 1 января.
В итоге они не попадут в заключительное сальдо баланса за отчетный год, но будут включены во вступительное сальдо баланса следующего года. Различия между этими двумя показателями покажут денежную оценку изменений в учетной политике. Результаты перерасчета относите на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
При переоценке статей баланса в межотчетном периоде используйте этот счет, а также связанные счета, участвующие в перерасчете.Такой порядок установлен пунктом 15 ПБУ 1/2008.Организации, признаваемые , ретроспективный пересчет могут не проводить и все изменения в отчетности отражать перспективно. Это означает, что измененный способ ведения бухучета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после внесения изменений в учетную политику.
Такое право малым предприятиям предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.Изменения учетной политики нужно раскрыть в за отчетный год. Здесь указывают:
- причину изменения учетной политики;
- содержание изменения;
- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухотчетности;
- суммы корректировок по каждой статье бухотчетности за каждый из представленных в отчетности периодов;
- сумму корректировки, которая относится к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, насколько это практически возможно.
Если такое раскрытие по предшествующему периоду, представленному в отчетности, или по более ранним отчетным периодам является невозможным, раскройте такую информацию в и укажите период, в котором начинается применение изменений.Если изменение учетной политики вызвано изданием нового или изменением существующего нормативно-правового акта, раскрывайте информацию о последствиях изменения учетной политики согласно нормам, предусмотренным этим актом.Такой порядок следует из пунктов 21 и 25 ПБУ 1/2008.
Пример, как отразить в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики.
Изменение оказало существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Ретроспективный пересчет ООО «Альфа» внесло следующее изменение в учетную политику на 2016 год: «Списание сумм, накопленных в течение отчетного месяца на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», производится в полном объеме на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не будет превышать 5 процентов».
По данным бухучета на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» числился остаток:
- на 31 декабря 2015 года – 15 000 руб.
- на 31 декабря 2014 года – 20 000 руб.;
Такое изменение учетной политики оказало существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Поэтому последствия изменения учетной политики бухгалтер отразил в бухгалтерской отчетности 2016 года ретроспективно.
Бухгалтер скорректировал данные балансов следующим образом. По состоянию на 31 декабря 2014 года:
- показатель строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» уменьшен на 20 000 руб.
- показатель строки 1210 «Запасы» уменьшен на 20 000 руб.;
По состоянию на 31 декабря 2015 года:
- показатель строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» уменьшен на 15 000 руб.
- показатель строки 1210 «Запасы» уменьшен на 15 000 руб.;
В отчете о финансовых результатах за 2016 год показатель строки 2120 «Себестоимость продаж» за 2015 год уменьшен на 5000 руб.
(20 000 руб. – 15 000 руб.). Соответственно, бухгалтер пересчитал показатель по строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» за 2015 год. Показатель строки 2120 «Себестоимость продаж» за 2016 год равен себестоимости продаж, определенной с учетом изменения способа учета отклонений в стоимости материальных ценностей.
Изменения законодательства Вас также может заинтересовать
Как составить учетную политику
Бухгалтерское и налоговое законодательство не всегда носит строгий и императивный характер.
Законодатель в ряде случаев дает вам право выбрать, как вести бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика (УП) — это документ, устанавливающий правила и методы, которые организация будет применять при ведении учета. Компании формируют учетную политику самостоятельно.
Об этом говорит . При этом для целей бухучета политику формируют только юрлица, так как ИП освобождены от ведения бухучета. Для целей налогообложения учетную политику пишут организации и предприниматели. УП можно составить отдельно для налогового и отдельно для бухгалтерского учета.
Разрешается составление единого документа, где отражены все нюансы. Это ваш выбор. Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или лицо, на которое возложена обязанность по ведению учета. Это может быть и сам руководитель.
УП должна соответствовать следующим нормативно-правовым актам:
- Положения по ведению бухгалтерского учета, из которых основное .
- ;
- ;
Подписывается учетная политика руководителем организации независимо от наличия бухгалтера. Утвердить УП надо в течение 90 дней с момента регистрации фирмы.
Универсальной учетной политики не найти даже на просторах интернета. Ее составление целиком зависит от конкретной организации.
Для этого учтите все операции, которые компания проводила в прошлом и планирует в будущем. Кратко пробежимся по моментам, которые важны для бухгалтерской учетной политики.
- Выбор способа начисления амортизации. На выбор предложено четыре способа: линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет полезного использования, пропорционально объему работ. Выбор зависит от наличия профессионального бухгалтера и от ваших личных навыков. Самый простой вариант — линейный, он предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования. Все остальные способы относятся к ускоренным — в первые годы сумма амортизации превышает суммы в последующие годы. Если начисление амортизации в бухучете будет отличаться от налогового учета, то возникнут разницы, которые будут формировать налоговые обязательства и активы. В таком случае нужен профессиональный главбух.
- Выбор способа учета затрат на заготовку и транспортировку товаров на склад. Такие расходы можно включить в состав расходов на продажу или непосредственно отнести их на себестоимость.
- Учитывать активы стоимостью до 40 000 рублей в составе основных средств или материально-производственных запасов.
- Выбор распределения затрат на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Первый вариант — затраты пропорционально списываются на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживание производства и хозяйства». Второй вариант — списание сразу на счет 90 «Реализация продукции».
- Выбор стоимости, по которой будут списываться товары, отпущенные в реализацию. По себестоимости каждой единицы, по средней или ФИФО.
- Установление срока полезного использования для нематериальных активов. Выбор между сроком действия прав на НМА и сроком, в течение которого планируется получать выгоду от использования НМА.
- Выбор способа начисления амортизации на НМА. Это те же способы, что и с активами, кроме начисления пропорционально объему выполненных работ. Для НМА он недоступен.
- Выбор способа оценки материалов, отпускаемых в производство. В бухучете разрешено три способа: по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы, по методу ФИФО (по себестоимости первых по времени покупки).
- Покупка материалов с использованием только счета 10 «Материалы» или с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Счета 15 и 16 помогают вести фактический учет затрат на заготовку материалов и определять отклонение от учетных цен, но усложняют бухучет.
- Ведение бухучета вручную или с использованием спецпрограммы. Также можно предусмотреть ведение учета на аутсорсинге.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе .
Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе Это далеко не все моменты, которые отражаются в учетной политике.
Если вы не обладаете бухгалтерскими знаниями, обратитесь к профессионалам или работайте в бухгалтерском сервисе, где уже разработана учетная политика — например, в Контур.Бухгалтерии. Помимо этого, в политике должен быть рабочий план счетов и формы первичных документов.
Полный перечень положений, которые должны быть отражены в учетной политике, смотрите в . Рабочий план счетов — это перечень счетов, которые использует компания.
Базируется на плане счетов бухучета, из которого исключены ненужные позиции. Например, в рабочем плане счетов нефтяной компании не будет фигурировать счет 11 «Животные на откорме». Хотя ситуации бывают разные, может быть, фирма параллельно разводит свиней.
Как уже говорили, все зависит от конкретной организации. Многие моменты будут перекликаться с бухгалтерской УП.
При этом могут возникать разногласия. Например, никто не запрещает выбрать разные способы начисления амортизации. Сложности с учетом, конечно, появятся, но иногда это позволяет значительно снизить налоговую нагрузку.
Содержание налоговой УП зависит от выбранного режима налогообложения. Например, при УСН достаточно зафиксировать методы распределения расходов компании. На ЕНВД достаточно выбрать, как будут распределяться работники управленческого персонала при осуществлении нескольких видов деятельности.
Сложности начинаются при ОСНО.
Тут нужно отразить моменты, связанные с учетом НДС, налога на прибыль и налога на имущество. Налоговая УП требует больше внимания, нежели бухгалтерская, так как налоговое законодательство постоянно меняется. Нужно следить за изменениями и при необходимости корректировать политику, чтобы она соответствовала последним требованиям.
Можно ли изменить учетную политику Внести изменения в учетную политику можно. разъясняет, когда можно это сделать:
- вы разработали новый способ ведения бухучета;
- изменилось законодательство;
- изменились ваши условия работы.
Все изменения вносятся на основании приказа, который подписывается руководителем. В первое время вам ничего не грозит.
Штрафов за это не предусмотрено.
Но при проверке ФНС имеет право запросить вашу УП. Вот уже за ее непредоставление наложат штраф.
Помимо этого, налоговая строго проверяет ваши операции на соответствие учетной политике.
А если она отсутствует, то ждите доначислений. Чтобы облегчить работу и сэкономить время, рассмотрите учетный веб-сервис . В нем уже разработаны варианты учетной политики для разных налоговых режимов и их совмещения.
В программе легко и удобно вести бухгалтерский и налоговый учет, платить налоги, зарплату, сдавать отчетность через интернет.

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...