Амнистия и помилование судимость в уголовном праве
Оглавление:
«Судимость можно снять». Новации в процедуре помилования
14 декабря 2020 г. был издан указ президента, которым было утверждено новое положение
«О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»
.
Данным нормативно-правовым актом были введены важные новации в процедуру помилования. Акты помилования, как и акты об амнистии, в соответствии с требованиями Уголовного кодекса РФ являются основаниями для освобождения осужденных за преступления от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
С лица, отбывшего наказание, актом помилования или актом об амнистии может быть снята судимость. Как известно, постановление об объявлении амнистии принимает Государственная дума Федерального собрания РФ, при этом в данном правовом акте отдельно обозначается категория осужденных и перечень преступных деяний, на которые распространяется амнистия.
Например, постановлением Госдумы от 24 апреля 2015 г.
«Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
амнистия распространялась на впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества; награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации; несовершеннолетних и др.
В отличие от амнистии каждое помилование осуществляется президентом в отношении индивидуально определенного лица, то есть это адресное решение. Объявлять помилование – исключительное право главы государства, закрепленное в Конституции.
Таким образом, помилование объявляется пофамильно. То есть каждый случай здесь – индивидуальный. Но прежде чем прошения осужденных на помилование попадают на рассмотрение президенту, их рассматривают комиссии по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации, в которые входят и представители гражданского общества.
В состав комиссии входят не менее 11 человек; членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Существует такая комиссия и в Приморском крае, куда помимо автора данной статьи входят и представители Общественной палаты Приморского края, Владивостокской епархии, краевой общественной наблюдательной комиссии, пенсионеры – почетные граждане края, Владивостока и других городов. То есть к процедуре помилования подключены активные члены гражданского общества.
Комиссии по помилованию в регионах проводят предварительный отбор, изучая прошения осужденных, затем губернаторы направляют одобренные ходатайства в администрацию президента.
Такая система создана достаточно давно. Но сейчас она будет значительно усовершенствована, количество помилованных граждан должно увеличиться.
Президентским указом вводится несколько новаций, которые направлены на повышение эффективности института помилования. Так, предусмотрены дополнительные обстоятельства, которые должны учитываться названными комиссиями при принятии решений о помиловании. А именно: помимо сведений о поведении осужденного в местах отбывания наказания должны учитываться обращения об этом от представителей общественных организаций, адвокатов и родственников осужденного.
Кроме того, в этом контексте я бы особо отметил следующую новацию. При принятии решения о помиловании должны учитываться и мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования.
На мой взгляд, это чрезвычайно важно. Согласно уголовному закону, одной из целей наказания является восстановление социальной справедливости.
Но о какой социальной справедливости можно говорить, если при принятии индивидуального акта о помиловании не учитывать мнение потерпевшего, которому причинен преступными действиями осужденного физический, моральный или материальный вред. Теперь это противоречие президентом устранено. Прежде чем обращаться с ходатайством о помиловании, осужденному придется разрешить претензии потерпевшего, в том числе и возместить, по возможности, ему материальный и моральный ущерб.
Таким образом, максимальный учет всех мнений при принятии решения о помиловании может оцениваться исключительно как шаг вперед.
Как я указывал выше, региональные комиссии по вопросам помилования состоят из активных членов гражданского общества. Раз в пять лет треть этих комиссий будет обновляться. Такая ротация позволит, с одной стороны, пополнять комиссии новыми лицами, а с другой стороны, сохранять преемственность авторитетных правозащитников (по старым правилам ротация в комиссиях проходила раз в два года).
Указом президента расширен список лиц, которые вправе подавать ходатайство о помиловании. Просить прощения смогут условно осужденные, осужденные, получившие отсрочку, а также условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы. В случае помилования такие люди будут сняты с учета уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ФСИН РФ), ограничений в их жизни будет меньше.
Представляется, что это важно для предпринимателей, осужденных за совершение экономических преступлений, досрочное снятие их с учета уголовно-исполнительных инспекций позволит им для развития своего бизнеса беспрепятственно передвигаться по стране и выезжать за границу. Помимо этого помилованием может быть снята судимость с осужденных, отбывших наказание, что позволит аннулировать досрочно негативные последствия судимости.
На мой взгляд, это также важно.
Согласно требованиям закона для приобретения ими гражданства Российской Федерации необходимо, чтобы судимость у них была снята или погашена.
Страны исхода, откуда они прибыли с родителями, отказываются их принимать, гражданство России они также не могут получить в течение достаточно длительного времени по указанным причинам и, соответственно, не имеют возможности трудоустроиться, рассчитывать на оказание медицинской помощи и социальной поддержки. Зачастую это является причиной совершения ими новых преступлений. Пока данная проблема не урегулирована на законодательном уровне, у этих граждан есть возможность решить вопрос о снятии судимости и получении затем гражданства России через обращение с ходатайством о помиловании к президенту РФ.
Следует отметить, что в отличие от «лихих 90-х годов» количество ходатайств о помиловании, удовлетворенных президентом, невелико. Так, по сведениям Ассоциации юристов России за 2018–2020 гг., прошения о помиловании главой государства были удовлетворены 16 раз.
А комиссиями по помилованию в регионах в 2020 г. было поддержано не более 5% ходатайств, остальные были отклонены на этом уровне.
Отклонения ходатайств о помиловании данными комиссиями производятся не потому, что члены комиссии настроены предвзято либо необъективно.
Главная причина в том, что лица, которые обращаются за помилованием, осуждены, как правило, за особо тяжкие преступления (убийства, разбои, сбыт наркотиков и т.
п.). При этом почти все они судимы неоднократно, ранее уже досрочно освобождались из мест лишения свободы, но вновь совершили преступления, поэтому нет оснований полагать, что они искренне раскаялись в совершении преступных деяний и в случае помилования не совершат новые преступления. Например, в истекшем году комиссией по вопросам помилования на территории Приморского края из 82 обратившихся осужденных было принято положительное решение в отношении только троих, однако президентом и этим гражданам было отказано в удовлетворении ходатайства о помиловании.
Так как названным указом президента расширен список осужденных лиц, которые могут подавать ходатайства о помиловании, в том числе лица, условно осужденные, получившие отсрочку от наказания, условно-досрочно освобожденные и уже отбывшие наказания, которые просят актом помилования снять судимость, то это может повлечь и увеличение количества помилований.
В девяностые годы помилование применялось широко. Так, по сведениям Ассоциации юристов России, например, в 2000 г., когда действовали еще старые правила, было помиловано 12,8 тыс. человек, в том числе и ряд лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, такие как убийства с отягчающими обстоятельствами.
Естественно, у общества возникли вопросы, внимательно ли изучаются материалы о помиловании. И система была изменена. Ходатайства проходят многоступенчатую проверку.
При этом с тех пор почти в два раз снизилось и тюремное население: сейчас, по сведениям ФСИН РФ, в местах лишения свободы отбывают наказание чуть более 490 тыс. человек.
Амнистия и помилование
22 мая 2018298 прочитали1 мин.673 просмотра публикацииУникальные посетители страницы298 прочитали до концаЭто 44% от открывших публикацию1 минута — среднее время чтения в последнее время стали центром большого внимания и жарких споров.
Связано это с тем, что сейчас право подвергается всеобщей гуманнизации, а также с тем, что система российского уголовного права далеко не совершенна.
Среди существующих видов освобождения от ответственности или смягчения приговора в российской правовой системе амнистия и помилование имеют огромное значение.
Их суть состоит в том, что для некоторых категорий лиц, преступивших закон, наказание смягчается либо происходит прекращение уголовного дела по амнистии.
Для того чтобы разобраться в терминах амнистия и помилование можно попросить консультацию у юриста.ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ТЕРМИНОМ АМНИСТИЯ в уголовном праве представляет собой акт уполномоченных органов государственной власти, которые освобождают определенные категории лиц или все лица, которыми были совершены нарушения закона определенных видов, от уголовной ответственности либо полного или частичного несения наказания, или наказание, вынесенное судебными органами, становится мягче. Итак, кто объявляет амнистию? Помощь юриста в этих случаях будет как нельзя кстати, он расскажет все о том, что такое амнистия и помилование в уголовном праве.
Благодаря амнистии, лица, которые нарушили закон, могут быть освобождены полностью или частично, это может применяться на любой стадии процесса наказания. По амнистии лица, которые уже отбыли свой срок по наказанию, могут погасить свою судимость.
Амнистия относится к гражданско-правовым, а не к уголовно-правовым актам. По ст. 84 амнистия может быть объявлена Государственной думой Законодательного собрания для индивидуального не обозначенного круга лиц, преступивших закон.
Объявление амнистии происходит путем создания Государственной думой постановления об объявлении амнистии и ее порядка применения, об этом можно узнать на консультации у юриста. Бывает амнистия общая и частичная.
Под общей амнистией понимается распространение освобождения на всех лиц, которыми были совершены нарушения закона, прописанные в статьях Уголовного кодекса. Под частичную амнистию попадают определенные категории лиц, преступивших закон, например, понесших .КТО МОЖЕТ ПОПАСТЬ ПОД АМНИСТИЮ?Амнистия имеет свое действие лишь в том случае, когда преступления были закончены до начала объявления амнистии. В порядке исключения амнистия может быть распространена на преступления, которые были совершены в течение определенного времени при условии соблюдения лица, попавшего под амнистию, определенных действий.
Чаще всего амнистия объявляется в связи с какими-либо значительными событиями в жизни государства. В таком случае понадобится помощь юриста и тогда будет совсем не сложно узнать о том, как объявляется амнистия и для кого. Суть каждой амнистии зависит от того, какие экономические и политические события произошли за это время, от этого зависит характер самой амнистии, ее масштабы и формы ее применения.
Иногда амнистия связана с тем, чтобы освободить колонии от перенаселения.Кроме того, существует термин кредитная амнистия, который затрагивает несколько иную правовую сферу. Это понятие подразумевает снятие штрафных санкций, пеней и просроченных задолженностей.
Кредитная амнистия скорее относится к банковскому или налоговому праву, которые регулируют подобные вопросы: например, , процедура банкротства, реструктуризация кредита, и т.п.
Более подробно можете прочитать на сайте . а также получить консультацию юристов и адвокатов более 1200 городов РФ онлайн.Возможно вам будет интересноссылка на источник —
Амнистия и помилование: особенности и различия
В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования. Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).
Первый критерий – круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование. В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.
Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках, награжденные государственными наградами и т.д.
Второй критерий – субъект принятия решения. Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию.
Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83
«Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании»
.
Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию. Третий критерий – правовые последствия применения амнистии и помилования.
В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости. При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.
Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия.
Четвертый критерий – процедура.
Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.
Совершенно другой порядок устанавливается для помилования.
В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы. Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500
«О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»
(вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»). Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.
Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.
Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.
Пятый критерий – правообразование.
Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона.
Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было. При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах.
Амнистия, помилование, судимость: сущность, понятие, соотношение, уголовно-правовые последствия.
По своей сущности амнистия — необходимый акт великодушия, гуманизма, милосердия со стороны государства, к тому же экономящий уголовную репрессию. В современном уголовном законодательстве в качестве одного из видов освобождения от уголовной ответственности и наказания предусмотрена амнистия (от греческого amnestia – забвение, прощение).
Акт об амнистии обладает силой закона, так как принимается высшим законодательным органом страны – Государственной Думой РФ и, как правило, приурочивается к каким-либо знаменательным датам или событиям. Акт амнистии распространяется на деяния, совершенные до его принятия.
Он не вносит изменений в уголовный закон, не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, имеет, как правило, универсальный характер, поскольку обычно применяется и к лицам, в отношении которых производится предварительное расследование, и к лицам, в отношении которых дела находятся в производстве суда, и к уже осужденным и отбывающим наказание. Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего характера: а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; б) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления; в) о сокращении назначенного наказания; г) о замене назначенного наказания более мягким; д) об освобождении от дополнительного наказания; е) о снятии судимости. Акт об амнистии распространяет свое действие в отношении неопределенного круга лиц. Это зависит от тех условий, которые предусматриваются в самом акте об амнистии.
Как правило, к таким условиям относятся: — тяжесть совершенного преступления; — пол лица, совершившего преступление; — возраст; — наличие инвалидности; — наличие государственных наград; — наличие определенного правового статуса (участник Великой Отечественной войны, воин- интернационалист и пр.); — наличие малолетних детей; — беременность; — форма вины; — другие обстоятельства.
Акт об амнистии исключает производство по делу. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование подозреваемого или обвиняемого прекращается вследствие акта об амнистии. На стадии предварительного следствия или при производстве дознания уголовное преследование прекращается, если актом об амнистии лицо подлежит полному освобождению от уголовной ответственности.
Если в этом акте предусмотрено, что в случае осуждения лицу может быть сокращено или заменено более мягким видом предполагаемое наказание либо лицо может быть освобождено от предполагаемого дополнительного вида наказания, то расследование или судебное рассмотрение дела должно быть продолжено в установленном законом порядке. Согласно ч. 2 ст. 27 УПК РФ прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает хотя бы в части формулировки обвинения.
В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке. Суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.
Об ошибках по этому вопросу неоднократно указывалось Верховным Судом РФ Если обвиняемый согласен на применение акта об амнистии, дело может быть прекращено судьей до начала судебного разбирательства. Если рассмотрение дела началось после вступления в силу акта амнистии, суд должен прекратить его, не доводя судебное разбирательство до конца. Исполнение акта об амнистии возлагается как на суды, так и на органы исполнительной власти (органы дознания и предварительного следствия, внутренних дел, уголовно-исполнительные инспекции, администрацию исправительных колоний, следственных изоляторов, командиров дисциплинарных воинских частей), в зависимости от стадии производства по конкретному делу.
Постановления об освобождении по акту амнистии, вынесенные следователем, органом дознания, начальником исправительного учреждения, уголовно-исполнительной инспекции или командиром дисциплинарной воинской части, должны быть утверждены прокурором. Если до издания акта об амнистии совершено несколько преступлений, за одно из которых амнистия не может быть применена, то к такому лицу она не применяется и за другие преступления.
Если преступление совершено в соучастии, несколькими лицами, то акт амнистии применяется лишь к тем из них, на которых он распространяется.
В случаях совершения длящегося или продолжаемого преступления акт об амнистии применяется лишь тогда, когда преступление окончено до издания акта амнистии или специально указанной в нем даты. К невменяемым амнистия применяется на общих основаниях. Потерпевший вправе приводить свои доводы против прекращения уголовного дела в связи с объявлением амнистии, а в случае вынесения решения о прекращении уголовного дела — оспорить его по мотивам незаконности и необоснованности в установленном процессуальным законом судебном порядке.
Применение акта амнистии в каждом случае регламентируется отдельным нормативным актом, принимаемом Государственной Думой РФ.
В нем указывается порядок применения амнистии, полномочия правоохранительных органов по ее применению, пределы действия амнистии и т.д. Как правило, акт амнистии распространяет свое действие на лиц, совершивших преступления, до его принятия. Однако в исключительных случаях он может распространяться на деяния, совершенные в течение определенного времени, после принятия акта амнистии, при условии совершения лицом определенных действий.
У амнистии и помилования много общего.
Отличаются они по содержанию и по кругу лиц, к которым эти акты применяются, и по кругу лиц, которые эти акты осуществляет.
В соответствии со ст. 85 УК акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия: 1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; 2) наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено; 3) назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания; 4) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость. Как правило, помилование не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; г) ранее освобождавшихся по амнистии; д) ранее освобождавшихся актом помилования; е) которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием. Согласно ст. 176 УИК РФ с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме обращается сам осужденный.
При отказе осужденного обратиться с ходатайством администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора.
3 ст. 184 УИК РФ). Была утверждена комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.
Помилование носит строго персональный характер, осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (лиц) и только после вступления приговора суда в законную силу.
Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет, которые отбываются в исправительных колониях особого режима (ч.
6 ст. 74 УИК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 85 актом помилования: лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом; с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость. Закон не устанавливает основания для обращения с ходатайством о помиловании.
Ими могут быть самые различные обстоятельства, например отбытие осужденным определенной части наказания, состояние здоровья осужденного или его близких родственников, исправление. Помилование и амнистия имеют определенные общие черты и существенные различия.
Сходство их заключается в том, что амнистия и помилование является внесудебным актом, и служит, как основанием освобождения, лиц совершивших преступления от наказания, так и основанием снятия судимости. Различия помилования и амнистии заключаются в следующем: — амнистия, представляет собой нормативно-правовой акт, обладающий силой закона, а помилование — правоприменительный акт для конкретного случая; — амнистия распространяется на неопределенное количество лиц, а помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица; — амнистия является основанием освобождения не только от наказания, но и от уголовной ответственности, тогда как помилование является основание освобождения от наказания; — амнистия распространяет свое действие на лиц как осужденных за совершение преступления, так и на привлеченных к уголовной ответственности, а помилование – только на осужденных; — акт амнистии принимается Государственной Думой РФ, а помилование Президентом РФ; — акт амнистии принимается по инициативе уполномоченных на то органов государственной власти, а помилование – на основании ходатайства определенных лиц, включая самого осужденного; — применение акта амнистии осуществляется довольно продолжительный период времени, тогда как акт помилования носит единичный, разовый характер; — при реализации акта амнистии, как правило, не учитывается поведение осужденного, а при помиловании это является определяющим фактором.
Судимость является правовым последствием наказания за совершенное преступление, имеет строгие временные рамки, возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу, действует во время отбывания наказания и в течение определенного времени после его отбытия до момента ее погашения или снятия Наличие или отсутствие судимости учитывается при: а) определении рецидива преступлений (ст. 18 УК); б) назначении наказания, в частности в виде ограничения свободы (п. «а» ч. 2 ст. 53 УК); г) определении вида исправительного учреждения (ст.
58 УК); д) учете обстоятельств, отягчающих наказание (п.
«а» ч. 1 ст. 63 УК); е) освобождении лица от уголовной ответственности (ст. 75, 76 УК); ж) условно-досрочном освобождении (ст. 79 УК); з) установлении состава преступлений (ст.
313, 314 УК). Наличие судимости имеет и некоторые общеправовые последствия, которые регламентированы нормами не уголовного, а гражданского, трудового, административного права и др.
Так, ранее судимые лица имеют ограничения на: выбор профессии; постановку на учет на военную службу. За лицами, освобожденными от отбывания наказания, может устанавливаться контроль (ст. 183 УИК РФ, ч. 2, 6 ст. 79 УК), на них могут возлагаться определенные обязанности (ч.
5 ст. 73 УК) и др. Согласно ч. 2 ст. 86 судимость связана с наказанием. Лицо, полностью освобожденное от наказания в связи с болезнью, препятствующей отбыванию наказания (ст.
81 УК), или истечением сроков давности обвинительного приговора (ст. 83 УК), на основании акта амнистии или помилования (ст.
84, 85 УК), считается несудимым.
Несудимыми являются также лица, освобожденные от уголовной ответственности, в частности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), примирением сторон (ст. 76 УК), истечением сроков давности (ст.
78 УК), применением принудительных мер воспитательного (ст. 90 УК) или медицинского (ст. 99 УК) характера.
Лицо, осужденное за деяние, преступность и наказуемость которого отменены новым уголовным законом, считается несудимым со дня вступления этого закона в силу. Согласно закону судимость прекращается: 1) погашением судимости (автоматически, независимо от кого-либо, без какого-либо официального документа, справки и т.д.); 2) досрочным снятием ее судом.
Судимость погашается по истечении определенных ч.
3 и 4 ст. 86 сроков. При реальном лишении свободы срок погашения судимости зависит от категории преступлений, а при условном осуждении или при осуждении к наказанию более мягкому, чем лишение свободы, — независимо от этого.
Судимость осужденных условно погашается по истечении испытательного срока, т.е. срок погашения судимости равен испытательному сроку.
Однако возможны случаи, когда при условном осуждении назначается дополнительное наказание, исполняемое реально, и срок этого наказания больше, чем испытательный. В таких случаях судимость погашается по отбытии дополнительного наказания (ч.
4 ст. 47 УК). При отсрочке отбывания наказания беременным женщинам или женщинам, имеющим малолетних детей в возрасте до 14 лет (ст. 82 УК), если суд освобождает осужденную от наказания по истечении отсрочки, то судимость также погашается.
Если суд направляет осужденную в соответствующее учреждение для отбывания наказания или заменяет наказание более мягким, то срок погашения судимости исчисляется на общих основаниях.
При совокупности приговоров в таких случаях лицо считается судимым за оба преступления, срок погашения судимости исчисляется самостоятельно за каждое из них после отбытия наказания по совокупности приговоров. При совокупности преступлений срок погашения судимости также исчисляется для каждого из преступлений самостоятельно, исходя из их категорий, со дня отбытия наказания, назначенного по совокупности.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
При этом для осужденных к реальному лишению свободы срок погашения исчисляется исходя из категории преступления. Если осужденному было назначено не только основное, но и дополнительное наказание, то срок погашения судимости начинает течь со дня отбытия основного и дополнительного наказания (ч.
4 ст. 47 УК). Следует иметь в виду, что штраф считается отбытым со дня полной уплаты его суммы. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград признается исполненным с момента вступления обвинительного приговора в законную силу, поскольку именно с этого времени осужденный утрачивает право на звание, чин, награду. Последующие действия соответствующих лиц по исполнению, например отысканию наград, которых лишен осужденный, значения не имеют.
Уголовный кодекс предусматривает замену назначенного судом наказания более строгим. Так, согласно ч. 4 ст. 50 УК в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы. В таких случаях следует руководствоваться п.
«б» ч. 3 ст. 86 УК, в соответствии с которым судимость погашается по истечении одного года после отбытия наказания.
Снятие судимости судом до истечения срока ее погашения предусмотрено ч. 1 ст. 74, ч. 5 ст. 86 УК. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять судимость до истечения срока ее погашения. В таких случаях требуется специальное постановление суда, которое должно быть мотивировано.
Срок, в течение которого лицо может обратиться в суд с ходатайством, закон не установил; главное, чтобы оно было подано до истечения срока погашения судимости. Снятие судимости является для суда правом, а не обязанностью.
В статье 86 ничего не сказано о порядке погашения судимости у лиц, освобожденных условно-досрочно от пожизненного лишения свободы. В таких случаях следует иметь в виду, что согласно ст. 57 УК пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, на общественную безопасность.
В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 судимость в отношении лиц, совершивших такие преступления, погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Поэтому при условно-досрочном освобождении от пожизненного лишения свободы судимость должна погашаться аналогичным образом.
Снятие судимости во внесудебном порядке возможно в случаях указания об этом в принятых актах об амнистии или помиловании (ч. 2 ст. 84, ч. 2 ст. 85 УК). Погашение судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, в частности не влияет на рецидив преступлений, назначение наказания, вида исправительной колонии. Под погашением судимости понимается истечение установленных законом сроков с момента отбытия лицом уголовного наказания, после чего аннулируются правовые последствия его осуждения, и лицо считается несудимым.
Так, согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается: а) в отношении лиц, осужденных условно — по истечении испытательного срока; б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания; в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести – по истечении трех лет после отбытия наказания; г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления — по истечении шести лет после отбытия наказания; д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления — по истечении восьми лет после отбытия наказания. Для погашения судимости не требуется издания какого-либо правового акта. Судимость может быть снята судом и до истечения сроков ее погашения.
38. Принудительные меры воспитательного воздействия. Их виды и содержание. Принудительные меры воспитательного воздействия — меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, в порядке освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания, либо вместо наказания.
Принудительными мерами воспитательного воздействия являются: 1)предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причинённого его действиями (бездействием). Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании.
Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносишь предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка; 2)передача под надзор — состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением; 3)возложение обязанности загладить причинённый вред.
Данная мера возлагается с учётом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причинённый вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков. Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты; 4)ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.
Сюда же могут быть включены требования: вернуть в школу, если подросток бросил учёбу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учиться; 5)помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием — применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещён в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Такие принудительные меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей и лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью: •от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести; •от шести месяцев до трёх лет — при совершении преступления средней тяжести.
Несовершеннолетнему может быть назначена одна принудительная мера воспитательного воздействия или несколько в любом их сочетании. 39.Иные меры уголовно-правового характера. Входят и иные меры уголовно – правового характера (воздействие): 1.
Конфискация имущества. Перенесена, так как вроде бы не носит эффект исправления. Связана с репрессиями, что не позволяет строить правовое государство. Включается обратно, так как ратификация документа, что подрывает деятельность террористов.
Уголовные наказания име.т исправительный эффект, а иные меры не имеют.
2. Принудительные меры медицинского характера. Не можем исправить, лечим. Часто параллельно с наказанием: лечение алкоголизма, наркотической зависимости.
3. Условное осуждение – это иная мера (всегда подчеркивается санкция. Например, в виде лишения свободы.
А по статистике условное осуждение около 60 %). 4. Принудительные меры воспитательного воздействия 5.
Замена уголовных наказаний. Лицо отбывает обязательные работу, злостно уклоняется.
Представление в суд о замене наказания. Чаще 8 часов на 1 сутки на лишение свободы. Непреступное уголовно – противоправное преступление (уклонение от выполнения работ).
6. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам, а так же имеющих детей до 14 лет.

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...