Главная - Другое - Аффилированность участников закупки

Аффилированность участников закупки

Вопрос недели: предусмотрено ли законодательством ограничение участия в электронном аукционе аффилированных лиц


Вопрос: предусмотрено ли законодательством ограничение участия в электронном аукционе аффилированных лиц Сообщаю Вам следующее: Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц. Подборка документов из Систем КонсультантПлюс: Согласно статье 4 Закона РСФСР N 948-1

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. На основании Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц. Таким образом, в документации об электронном аукционе не могло быть установлено какое-либо ограничение количества участников закупки имеющих одного учредителя.

Кроме того, аукционная комиссия не вправе рассматривать и оценивать состав учредителей участников закупки за пределами требований Федерального закона N 44-ФЗ. Следовательно, требования, установленные Федеральным N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителям таких участников закупки.
Следовательно, требования, установленные Федеральным N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителям таких участников закупки. В соответствии с и Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 — 5, 7 и , частями 3 и настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со настоящего Федерального закона.

В соответствии с Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным , не допускается. Вместе с тем, довод заявителя о том, что две заявки из 3 должны быть отклонены по причине того, что данные организации являются аффилированными лицами, является необоснованным, поскольку в Закона о контрактной системе указан закрытый перечень случаев возможности отклонения заявки.

Таким образом, заявки участников не подлежат отклонению по причине их аффилированности или по причине вхождения в одну группу лиц, по смыслу Закона о защите конкуренции. Вопрос: У двух юридических лиц, подавших заявки на участие в электронном аукционе, один и тот же учредитель (одинаковый ИНН).

Должен ли заказчик отклонить заявки данных участников?

Ответ: N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для отклонения заявок, поданных аффилированными лицами. Однако в соответствии с , Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах либо к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Если в результате действий участников, учрежденных одним и тем же учредителем, указанный запрет окажется нарушен, обратитесь в территориальное управление ФАС России. Иначе аукцион и заключенный по его результатам контракт могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица ( ГК РФ).

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Кожина Снежана Римовна Ответ актуален на 03.04.2019 г. Вопрос недели: предусмотрено ли законодательством ограничение участия в электронном аукционе аффилированных лиц

Могут ли участвовать в госзакупках оффиллированные лица?

Добрый день! Вопрос конечно очень спорный, но если исходить из буквы закона, то таких ограничений согласно 44-ФЗ нет, если это 2 самостоятельных юридических лица: 4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;Статья 31.

Требования к участникам закупки 1.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:1)соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;3)непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;5)отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;7)отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;8)обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства,исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;9)отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами,являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;10) участник закупки не является офшорной компанией.1.1.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестренедобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.2.Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.2.1.Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.4.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.6.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.7.

Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленнымв соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.

Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.8.1. Оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.8.2.

Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.9.Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик иликомиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1(при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.10. При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключенияконтракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, еслизаказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;2)предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.11.В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.12.Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта спобедителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут бытьобжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.Однако исходя из смысла закона, данную ситуацию, в теории, можно приравнять к ситуации с подачей двух заявок одной компанией, т.к. ЮЛ аффилированны, а это нарушает принцип обеспечения конкуренции, т.к. заявка не может быть отклонена из-за того, что это два самостоятельных ЮЛ.

Аффилированность 44 ФЗ

Содержание Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц. Отмечаем, что согласно части 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

На основании вышеизложенного требования, установленные Законом N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителя таких участников закупки. Вместе с тем необходимо отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная образом обстоит ситуация при осуществлении закупки по Закону N 223-ФЗ у аффилированных с заказчиком участников закупки. Закон N 223-ФЗ в силу своих диспозитивных особенностей не запрещает заказчику осуществлять такие закупки.

При этом злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона N 135-ФЗ. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720 ИП Федоришин Д.В.

и ФГКУ

«Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области»

оспаривают решение антимонопольной службы о нарушении предпринимателем процедуры проведения торгов, выразившееся в противоправной договоренности с заказчиком.

Заказчиком был проведен аукцион на поставку деревянных опор. С предпринимателем подали заявки два других лица, аффилированных с ним.

После того, как эти лица сняли свои заявки, предприниматель оказался единственным поставщиком, с ним был заключен контракт по цене, в 6 раз превышающей рыночную. Кроме того, предприниматель не является прямым поставщиком деревянных опор, эти материалы он закупает у лесозаготовителя. УФАС выявила признаки сговора лиц при проведении процедуры открытого аукциона, необоснованного завышения начальной (максимальной) цены контракта.

УФАС не выписало предписание, но передало материалы в правовой отдел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Суд первой инстанции отменил решение УФАС, в апелляции отказали в восстановлении пропущенного срока на обжалование, суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил и оставил в силе решение антимонопольного органа.

1. Предприниматель закупает древесину через цепочку поставщиков, что увеличивает стоимость отпуска материалов. ФГКУ при объявлении аукциона сформировало не отвечающую рыночной начальную (максимальную) цену. 2. Коммерческие предложения запрашивались у лиц, которые уже были контрагентами по другим договорам с ФГКУ, а также являются между собой аффилированными лицами.

3. В целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта был определен круг потенциальных участников открытого аукциона из числа субъектов, чьим основным видом деятельности не являются услуги/работы по лесозаготовке.

Налицо алогичность и неэффективность действий должностных лиц ФГКУ при планировании бюджетных средств.

4. В процедуре проведения аукциона все действия совершались тремя участниками, имеющими в составе одних и тех же руководителей, письма отправлялись с одного адреса, заявки подавались с одного компьютера. Все действия являются единообразными и соответствуют стратегии поведения, направленной на повышение начальной (максимальной) цены контракта и поддержание ее на торгах.

5. Совокупность согласованных действий ФГКУ и аффилированной группы субъектов указывает на намерения должностных лиц ФГКУ получить не оптимальную и разумную начальную (максимальную) цену контракта, а «удобную» для договаривающихся сторон.

6. В условиях осуществления государственных закупок никакие отношения между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры определения поставщика не могут существовать.

7. ФГКУ как профессиональный участник закупочной деятельности не могло не знать требования закона 44-ФЗ при формировании начальной цены контракта.

Также не могло не знать о конкурентных рынках по профилю своих потребностей при формировании коммерческих предложений.

Проведение торгов, подразумевающее состязательность субъектов, не может не влиять на конкуренцию. 1) УФАС и суд оценивали доказательства в совокупности.

Для привлечения ФГКУ и предпринимателя к ответственности был исследован конкурентный рынок; определены основные субъекты, занимающиеся поставкой древесины; определена цена такой поставки; установлена связь лиц, подавших заявки на участие в аукционе. 2) Суд указал, что совокупность пусть и косвенных, но допустимых и относимых доказательств, свидетельствует о противоправной договоренности сторон, которая при этом не опровергнута заявителями.

3) По правилам закона 44-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, а также согласованные действия между ними, которые приводят к ограничению конкуренции.

Договоренность по поводу установления начальной (максимальной) цены является ограничением конкуренции, поскольку затрудняет для других лиц возможность участия в аукционе. 4) ФГКУ не направило коммерческие предложения прямым лесозаготовщикам, иным субъектам, но связалось только с известными и аффилированными лицами, тем самым также ограничивая возможность участия иных субъектов.
4) ФГКУ не направило коммерческие предложения прямым лесозаготовщикам, иным субъектам, но связалось только с известными и аффилированными лицами, тем самым также ограничивая возможность участия иных субъектов.

5) Суд в качестве довода привел профессионализм ФГКУ как участника закупочных процедур. ФГКУ регулярно проводит торги по закупкам различных товаров и услуг по закону 44-ФЗ.

Организатор торгов точно должен быть осведомлен о требованиях, предъявляемых к процедуре закупки, к формированию цены контракта, к кандидатам. Указанный вывод представляется справедливым, и в связи с этим те действия, которые совершило ФГКУ при подготовке к проведению торгов, представляются направленными на ограничение конкуренции к выгоде победившего участника. Об аффилированных лицах в госзакупках косвенно говорится в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

В ч. 1 ст. 17 этого документа установлен запрет на действия, которые нарушают конкуренцию, в том числе на координацию деятельности и создание преимущественных условий участия в процедуре. То есть в государственных закупках не должны участвовать лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. При этом прямого запрета на участие аффилированных лиц в государственных закупках нет.

Об этом сказано в Письме Минэкономразвития от 21.10.2015 № ОГ-Д28-13720.

Министерство обращает внимание на то, что обязательные требования к участникам установлены в ч.

1 ст. 31 Закона 44-ФЗ. И эта норма не содержит упоминаний об заинтересованных лицах.

Но в то же время заказчик должен следить за соблюдением условий честной конкуренции. Злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона № 135-ФЗ. Кстати, при определении начальной цены контракта заказчик вправе использовать коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц, от лиц с одним и тем же учредителем, директором.

Такого запрета в законах нет.

По каким статьям уголовного кодекса судят сотрудников заказчикаЕсли в деле фигурирует взятка, сотруднику заказчика инкриминируют преступление по статье 290 УК. Если речь идет о мошеннических схемах, например о закупке товара у аффилированного лица, то вменяют мошенничество по статье 159 УК. Пункт статьи зависит от суммы и от того, кто именно фигурировал в деле — один сотрудник или группа лиц.
Пункт статьи зависит от суммы и от того, кто именно фигурировал в деле — один сотрудник или группа лиц.

Посредничество при взятке — отягчающее обстоятельство.

Суд приравняет такую схему передачи взятки к группе лиц.

Нецелевой расход бюджетных средств — преступление по статье 285.1 УК. Служебный подлог — статья 292 УК, халатность — статья 293 УК. Ограничение конкуренции — статья 178 УК и превышение должностных полномочий — статья 286 УК.Какие действия в закупках потянули на Уголовный кодекс и закончились тюрьмой, условным сроком и лишением права занимать должности на госслужбе?

Читайте 7 историй из практики Что касается закупок отдельными видами юрлиц, разъяснения по аффилированности содержатся в Письме Минэкономразвития от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371. Ведомство напомнило, что участник торгов может быть любое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям заказчика.

Министерство указало на то, что 223-ФЗ не запрещает любому вышеназванному лицу, в том числе аффилированному с другими участниками или с заказчиком, участвовать в закупке. Однако следует помнить о соблюдении требований законодательства о защите конкуренции.

Несмотря на отсутствие официального запрета, заказчики зачастую в своих положениях ставят ограничения на участие в процедурах аффилированных лиц. К примеру, положение компании «Мобильные ГТЭС» содержит такую обязанность закупающего сотрудника: «Незамедлительно ставить в известность руководство заказчика о случаях установления фактов и признаков участия и (или) победы в закупках юридических или физических лиц, аффилированных с закупающими сотрудниками, в том числе членами закупочных комиссий и привлекаемыми экспертами, а также сотрудниками исполнительного аппарата, сотрудниками филиалов и (или) ДЗО, курирующими исполнение договора». Также ответственным за закупки специалистам запрещено

«иметь с участниками закупок связи, иные, нежели чем возникающие в процессе обычной хозяйственной деятельности (например, быть аффилированным лицом с участником закупки), о которых он не заявил закупочной комиссии»

.

Пример: в закупке участвовал сотрудник заказчика Участник через суд потребовал отменить итоги закупки и признать договор недействительным. Основание: в конкурентных процедурах участвовал работник заказчика – индивидуальный предприниматель. Заказчик признал нарушение, но возразил против требований заявителя.

Рекомендуем прочесть:  Мсэ по зрению московская область

Аффилированное лицо не победило на процедурах и никак не повлияло на итог.

Суд установил: работникам заказчика или организатора запрещено участвовать в закупке. Факт, что сотрудник заказчика не победил, – не отменяет факта нарушения.

Однако, чтобы признать закупку и договор недействительными, нужно установить негативные последствия для заявителя. Участник не доказал, что нарушение повлияло на его права.

Итоги закупки не отменили. Суд сослался на пункт 4 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ (п. 13 обзора судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018).

Смотреть остальные правила работы по 223-ФЗ от ВС РФ

Аффилированные лица участвуют в госзакупках: есть ли место конкуренции

220073, г.Минск, пер.

1-ый Загородный, д.20 Автор: Галина Гончарова Вопрос участия аффилированных лиц в закупках является предметом пристального внимания и обсуждения со стороны практикующих юристов и законодателя. Это связано с тем, что участие аффилированных лиц в проведении закупок нередко не только превращает торги в формальную процедуру, своеобразную имитацию конкурентной борьбы, но и зачастую влечет коррупционные риски.
Это связано с тем, что участие аффилированных лиц в проведении закупок нередко не только превращает торги в формальную процедуру, своеобразную имитацию конкурентной борьбы, но и зачастую влечет коррупционные риски.

В действующем Законе от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках» (далее — Закон о госзакупках) нормы об аффилированных связях отсутствуют. Поэтому такие категории, как аффилированность лиц (физических или юридических), участие в одном организационном объединении и т.п., в процедурах государственных закупок не имеют правового значения для целей отклонения предложений, запрета на участие или ограничения участия.

Отметим, что проект нового Закона, прошедший первое чтение, также не содержал такого понятия, как «аффилированное лицо», не давал определения этому термину и не использовал его по тексту, не устанавливал ограничений на участие аффилированных лиц в закупках. Однако на , состоявшейся в Пресс-Центре БелТА в июне 2017 г., начальник главного управления закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Павел Жуковский озвучил, что в проект Закона все-таки собираются добавить норму о запрете участия в государственных закупках аффилированных лиц.

«Странно говорить о конкуренции, — подчеркнул он, — когда в процедуре участвует индивидуальный предприниматель и частное предприятие, единственным собственником имущества которого является этот ИП, либо участвует иностранное предприятие и белорусская организация, созданная с участием его капитала»

.

С учетом того что решение о включении в проект Закона нормы об аффилированных лицах принято лишь на стадии подготовки его ко второму чтению, существует опасение, что законодатель ограничится лишь общей нормой об установлении такого запрета. Вместе с тем в целях обеспечения реализации на практике таких основополагающих принципов осуществления государственных закупок, как развитие добросовестной конкуренции, обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), точное законодательное определение категории «аффилированные лица» имеет существенное значение.

Вопрос этот достаточно сложный, поскольку ГК не определяет аффилированность в виде универсального правового понятия.

Правоведами обоснованно обращается внимание на то, что именно в специальных законах необходимо устанавливать как само понятие аффилированности, так и его правовые последствия с учетом отраслевой и предметной специфики регулируемых правоотношений.

Поэтому целесообразно было бы в проекте Закона однозначно закрепить подход законодателя к вопросу аффилированности лиц в сфере государственных закупок для правильного понимания их всеми участниками.

Так, например, в Законе Республики Казахстан от 04.12.2015 N 434-V ЗРК «О государственных закупках» казахским законодателем не только введены такие понятия, как «аффилированное лицо потенциального поставщика», «аффилированное лицо государственного предприятия, юридического лица, 50 и более процентов акций которого принадлежит государству», но и раскрыто их содержание.

Обратим внимание на то, что попытка исключить участие аффилированных лиц из системы закупок уже предпринималась белорусским законодателем.

Закон от 30.12.2015 N 334-З

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»

установил ограничения, касающиеся допуска участников к процедурам закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. В частности, со 2 июля 2016 г.

участвовать в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не могли: организаторы таких процедур; учредитель, участник, собственник имущества организатора; дочернее унитарное предприятие, дочернее или зависимое хозяйственное общество, обособленное структурное подразделение (филиал) организатора. Данное ограничение было установлено с учетом имеющейся у таких лиц возможности оказывать влияние на результаты процедуры закупки .

Вместе с тем при введении данного запрета, как обоснованно отмечалось практикующими юристами, законодателем в полной мере не были учтены последствия его установления и связь с иными актами законодательства. Так, И.Ф.Вашкевич обращает внимание на то, что в перечень участников, не допускаемых к процедурам закупок в строительстве, необоснованно включены организаторы таких торгов, так как при этом не была учтена особенность крупных предприятий строительного комплекса республики, заключающаяся в их многофункциональности. Их структура наряду с головным включает сеть учрежденных им дочерних предприятий, специализирующихся на отдельных видах работ или производстве необходимых для процесса строительства материалов и изделий, участие которых в закупках стало бы нарушением установленных ограничений, хотя предложения этих субъектов хозяйствования могут быть более экономически выгодными, чем иных участников .

При проработке вопроса о целесообразности запрета участия аффилированных лиц в государственных закупках следует учитывать, что правоохранительными органами наработана практика пресечения злоупотреблений с их стороны.

К введению запрета участия аффилированных лиц в закупках следует подходить очень взвешенно, учитывая, что недопущение или ограничение участия каких-либо лиц в закупочных процедурах само по себе противоречит целям Закона о госзакупках, направленным на расширение возможностей участия в них юридических и физических лиц. По мнению ряда юристов, полный запрет приведет к неоправданному ограничению гражданских прав этих субъектов, нарушению конституционно-правовых гарантий принципов свободы экономической деятельности.

Ведь одним из основных принципов гражданского права является презумпция добросовестности и невиновности организаций и граждан, пока не будет доказано обратное. Поэтому представляется, что более оправданным является введение прямого запрета на участие в торгах аффилированных лиц только в случаях, когда они являются единственными участниками торгов.

Если же в закупке наряду с аффилированными лицами принимают участие и иные субъекты хозяйствования, то вести речь об отсутствии конкуренции и состязательности не представляется возможным. Понравилась статья? Поблагодарите автора.

Сказать спасибо Другие статьи по категории 09.06.2023 1887 01.06.2023 289 28.05.2023 1029 18.05.2023 2608 Онлайн-сервис готовых правовых решений Как с вами можно связаться?

Онлайн-сервис готовых правовых решений Еще нет аккаунта? Попробовать бесплатно Клиентам ilex Войти в сервис Онлайн-сервис готовых правовых решений Отмена Перейти © ООО «ЮрСпектр» 2016-2023 Все права защищены.

Информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь предоставлены Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

Спасибо, ваше письмо отправлено. Закрыть Извините, письмо не было отправлено. Попробуйте снова. Закрыть

Аффилированность в торгах

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Интересная цитата из судебного решения Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд, отказывая в удовлетворении требований должника о признании недействительными торгов по продаже недвижимого имущества должника и договора купли-продажи, заключенного по результатам торгов, разъяснил: ссылка на аффилированность покупателя и банка и утверждение порядка продажи имущества с нарушениями, повлекшими ограничение конкуренции при проведении торгов, признается окружным судом несостоятельной, поскольку, как верно отмечено судами, заинтересованность применительно к статье 19 Закона о банкротстве лица, признанного победителем торгов, и залогового кредитора, при обеспечении всех условий проведения торгов в соответствии с действующим законодательством и разработанным порядком их проведения, не может расцениваться в качестве основания признания таких торгов недействительными.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В этом смысле нельзя проводить прямой аналогии для формирования правового режима мер защиты участников торгов, отождествляя институты аффилированности лиц и группы лиц. Эти институты имеют принципиально различную направленность и оказывают различное воздействие на состояние конкуренции на релевантном рынке.

Поэтому автоматическое распространение критериев аффилированности лиц на признание торгов недействительными как нарушающих требования антимонопольного законодательства представляется совершенно неприемлемым.

Именно такого подхода в настоящее время и придерживается антимонопольный орган, который исходит из того, что Законом о контрактной системе лишь установлен исключительный перечень лиц, участие которых в процессе закупки в обязательном порядке формирует конфликт интересов . При этом данный конфликт интересов рассматривается антимонопольным органом как нарушение норм закона, а не в качестве действия, которые приводит к ограничению или устранению конкуренции, как это происходит в случае коллективного действия субъектов, входящих в одну группу лиц.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Тем не менее именно аффилированность участников торгов и их совместные антиконкурентные действия позволяют квалифицировать наличие картельного сговора. К стандартным средствам доказывания картеля в таких случаях можно отнести: совпадение свойств файлов с первыми частями заявок, направляемых участниками сговора, одинаковые орфографические ошибки в тексте и пр.; использование одного IP-адреса при подписании контракта; переписка по электронной почте; наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками сговора; представление интересов участников сговора одними и теми же физическими лицами; наличие корпоративных связей (одни и те же лица в составе участников, органов управления) и др.

3) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованный и (или) участвующий в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам), предоставляет бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом; К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

Аффилированные лица в государственных закупках.

Кто такие аффилированные лица?

Аффилированное лицо – физическое или юридическое лицо, которое может оказывать действие на работу индивидуальных предпринимателей или предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Согласно закону

«О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»

, а также по закону «О государственных закупках» аффилированные лица ТОО — это физические и юридические лица, (кроме государственных органов, осуществляющих контроль в пределах своих компетенций), которые могут влиять на решения и давать одобрение либо отказы на заключение договоров.

Аффилированными лицами могут быть:

  1. Учредители, участники;
  2. Должностные лица ТОО.
  3. Близкие родственники;

В практике проведения тендеров и государственных закупок, могут быть такие случаи, когда предприятия с целью становления победителем в конкурсе на государственную закупку участвуют в одной и том же конкурсе с помощью аффилированных лиц. Из этого вытекает вопрос, имеет ли аффилированное лицо право на участие в государственных закупках?

«Аффилированность», например,проявляется тогда, когда физическое или юридическое лицо является участником или руководителем других предприятий, которые также принимают участие в государственных закупках. Или наоборот, индивидуальный предприниматель, также является помимо всего директором компании.

По закону «О государственных закупках» пункту 2 статьи 6, потенциальный поставщик и его аффилированное лицо не могут участвовать в одном лоте тендера или государственной закупки.

Но, участие аффилированных лиц в разных лотах одного тендера или конкурса закон не запрещает, поэтому это допустимо. Потенциальный поставщик нарушивший такой запрет, не допускается к участию в конкурсе или аукционе.

Согласно пункту 1 статьи 11 закона «О государственных закупках», потенциальные поставщики предоставившую недостоверные сведения и благодаря таким сведениям ставшие победителями конкурса, будут включены в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Также, данные нормы и ограничениям по закону не действуют тогда, когда потенциальный поставщики его аффилированное лицо принимают участие в государственных закупках способом ценовых предложений. Аффилированное лицо потенциального поставщика не вправе участвовать в одном лоте только при осуществлении государственных закупок способом конкурса или способом аукциона.

Компания Tenderbot.kz предоставляет услуги в сфере тендеров и государственных закупок. На портале, в разделе «Услуги» вы можете ознакомиться с перечнем услуг по сопровождению тендеров, а также оказания юридических и аудиторских услуг.

vernuti-tovar.ru
Обсуждения
Оценщик автомобилей для наследства

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Комментариев  0
Продажа авто если в птс нет места

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

Комментариев  0
Военная часть в тамбове радиоэлектронная борьба

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top