Главная - Предпринимательское право - Административные правонарушения в области предпринимательства 2023 скачать

Административные правонарушения в области предпринимательства 2023 скачать

Административные правонарушения в области предпринимательства 2023 скачать

Административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

Админ. правонарушения.ppt

  1. Количество слайдов: 30

Статья 118. Нарушение права государственной собственности на землю Незаконное занятие или обмен государственных земельных участков либо совершение других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю, а также несвоевременный возврат временно занимаемых государственных земель влекут штраф на физических лиц в размере от десяти до пятнадцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от двадцати до двадцати пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей.

Статья 120.

Нарушение установленного порядка утверждения землеустроительной документации, а равно незаконное внесение в нее изменений влекут штраф на физических лиц в размере от одного до трех, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от тридцати до семидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.

Статья 121.

Уничтожение специальных знаков 1. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет штраф на физических лиц в размере от одного до трех, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от десяти до тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей.

Статья 122. Нарушение права государственной собственности на недра Незаконное пользование недрами, совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на недра, — влекут штраф на физических лиц в размере от двадцати до пятидесяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от ста до ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей.

Статья 124.

Нарушение права государственной собственности на воды 1. Незаконный захват водных объектов, незаконное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды, влекут штраф на физических лиц в размере от двадцати до тридцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от сорока до шестидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от трехсот пятидесяти до четырехсот месячных расчетных показателей. 2. Забор воды с нарушением лимитов, незаконное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование подземных и поверхностных вод, добытых или отведенных из водных объектов, влекут штраф на физических лиц в размере от десяти до пятнадцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от двадцати до тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двухсот пятидесяти до трехсот месячных расчетных показателей.

Статья 125.

Нарушение права государственной собственности на леса Купля-продажа, дарение, залог, незаконное занятие и обмен участков лесного фонда, а также незаконная переуступка права осуществления лесных пользований, нарушающие права государственной собственности на леса, влекут штраф на физических лиц в размере от пяти до двадцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от десяти до двадцати пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от семидесяти до ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей.

Статья 126.

Нарушение права государственной собственности на животный и растительный мир 1. Незаконная переуступка права пользования объектами животного мира, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на животный мир, а равно незаконное пользование объектами животного мира в заповедниках и на других особо охраняемых природных территориях, на пользование которыми требуется получение разрешения, влекут штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от десяти до двадцати пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от семидесяти до ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей.

Статья 127.

Незаконное использование энергии или воды Незаконное подключение, использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии, воды из водопроводных сетей, а равно незаконное подключение к канализационным сетям влекут штраф на физических лиц в размере от двадцати до тридцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — от тридцати до шестидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от ста до ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двухсот до трехсот месячных расчетных показателей.

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Статья 140.

Нарушение правил вывоза или отправки сырья, продовольственных и промышленных товаров за пределы Республики Казахстан 1. Нарушение правил вывоза или отправки сырья, продовольственных, промышленных товаров за пределы Республики Казахстан влечет штраф на физических лиц в размере до пяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере до тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей.

Статья 141.

Нарушение правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан Нарушение правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки из Республики Казахстан, совершенное должностными лицами почтовых организаций, железнодорожного, автомобильного, речного, морского и воздушного транспорта, влечет штраф в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей

Статья 143.

Занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, не имеющее признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф на физических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, в размере от двадцати до сорока, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от ста до ста двадцати месячных расчетных показателей.

См. : Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 18

«О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях»

.

Статья 145.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования 1.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров или услуг, а также незаконное использование чужого фирменного наименования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влекут штраф на физических лиц в размере от десяти до тридцати, на должностных лиц — в размере от тридцати до пятидесяти, на юридических лиц — в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей с конфискацией товаров, содержащих незаконное изображение товарного знака, знака обслуживания, наименование места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров или услуг.

Статья 147. Антиконкурентные соглашения (согласованные действия) субъектов рынка, злоупотребление доминирующим (монопольным) положением — влекут штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере десяти процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности.

Статья 151. Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность Незаконное вмешательство должностных лиц государственных органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции, а также местных исполнительных органов в деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц путем издания незаконных актов и дачи незаконных поручений, препятствующих их предпринимательской деятельности, влечет штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.

Статья 153.

Незаконное проведение проверок 1. Нарушение порядка проведения проверок, а равно необоснованное назначение проверок, производство проверки без вынесения специального акта и регистрации его в уполномоченном органе влекут штраф на должностное лицо в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на должностное лицо от двадцати до двадцати пяти месячных расчетных показателей.

Статья 154.

Лжепредпринимательство, то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, не причинившее крупный ущерб физическому лицу, организации или государству, влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от десяти до тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от тридцати до пятидесяти месячных расчетных показателей

Статья 156. Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или в интересах иных лиц, если это деяние не содержит признаков уголовного наказуемого деяния, влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от трехсот пятидесяти до четырехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от шестисот пятидесяти до семисот пятидесяти месячных расчетных показателей.

Статья 157.

Ложное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати до сорока, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от двухсот пятидесяти до трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от четырехсот пятидесяти до пятисот пятидесяти месячных расчетных показателей.

Административные правонарушения в области торговли и финансов

Статья 159.

Обман потребителей 1. Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность, и оказание услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут штраф на физических лиц в размере до трех, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на физических лиц в размере от двадцати до тридцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей с лишением лицензии на определенный вид деятельности и приостановлением или запрещением деятельности на срок до трех лет.

Статья 160.

Нарушение порядка продажи оружия и боевых припасов 1. Продажа работниками организаций торговли оружия и боевых припасов к нему физическим лицам, организациям, не имеющим соответствующего разрешения, влечет штраф в размере от тридцати до пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф в размере от пятидесяти до восьмидесяти месячных расчетных показателей.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф в размере от пятидесяти до восьмидесяти месячных расчетных показателей.

3. Продажа работниками организаций торговли специальных технических средств для проведения специальных оперативнорозыскных мероприятий и криптографических средств защиты информации физическим лицам, организациям, не имеющим соответствующего разрешения, кроме государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, влечет штраф в размере от двадцати до сорока месячных расчетных показателей

Статья 161.

Нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере регулирования торговой деятельности 1. Непредоставление по просьбе покупателя необходимой информации о товаре, его месте происхождения, изготовителях, потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере от одного до двух, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от пяти до семи, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двадцати до тридцати месячных расчетных показателей.

Статья 162. Незаконная торговля товарами или иными предметами Торговля товарами и иными предметами, свободная торговля которыми запрещена или ограничена законодательством, влечет штраф в размере от десяти до двадцати пяти месячных расчетных показателей с возмездным изъятием указанных товаров или предметов.

Статья 163.

Нарушение правил оборота этилового спирта или алкогольной продукции, а равно производство этилового спирта или алкогольной продукции, не соответствующих установленным стандартам 1. Нарушение правил оборота этилового спирта или алкогольной продукции, а равно производство этилового спирта или алкогольной продукции в целях реализации, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, влекут штраф на физических лиц в размере от ста до ста пятидесяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от ста пятидесяти до двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от двухсот до трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей с конфискацией этилового спирта и (или) алкогольной продукции, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, и доходов, полученных вследствие совершения правонарушения.

Статья 165.

Торговля в неустановленных местах Торговля вне мест, установленных местным исполнительным органом, влечет предупреждение или штраф в размере до пяти месячных расчетных показателей

Статья 168 -2. Нарушение требований банковского законодательства Республики Казахстан 1. Непредоставление, а равно неоднократное (два и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) несвоевременное предоставление или предоставление в уполномоченный орган банками, крупными участниками банков, банковскими холдингами, а также физическими и юридическими лицами, соответствующими признакам крупного участника банка или банковского холдинга в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, информации, не содержащей сведений, предоставление которых требуется в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан, либо предоставление недостоверных сведений (информации) влекут штраф на физическое лицо в размере до ста, на должностное лицо — в размере до двухсот, на юридическое лицо — в размере до четырехсот месячных расчетных показателей

Статья 169.

Нарушение требований, связанных с банковским обслуживанием клиентов, кредиторов и заемщиков 1. Несвоевременное или неправильное исполнение банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, указаний по платежу или переводу денег либо требований по получению денег наличными влечет штраф на юридическое лицо в размере до пяти процентов от суммы указания по платежу или переводу денег либо требования по получению денег наличными. 2. Несвоевременное или неправильное зачисление банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, денег на банковский счет владельца влечет штраф на юридическое лицо в размере до пяти процентов от несвоевременно или неправильно зачисленной суммы указания по платежу или переводу денег.

3. Утеря банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, платежных документов клиентов влечет штраф на юридическое лицо в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей за каждый платежный документ.

Статья 171. Нарушения, связанные с непредоставлением, а равно несвоевременным предоставлением или предоставлением в уполномоченный орган информации, не содержащей сведений, представление которых требуется в соответствии с банковским законодательством или законодательством о пенсионном обеспечении, либо представление недостоверных сведений (информации) Непредоставление, а равно несвоевременное предоставление учредителями (акционерами) банка, накопительного пенсионного фонда и их аффилиированными лицами, накопительным пенсионным фондом, крупным участником открытого накопительного пенсионного фонда, физическими или юридическими лицами, соответствующими признакам крупного участника открытого накопительного пенсионного фонда, или предоставление ими в уполномоченный орган информации, не содержащей сведений, представление которых требуется в соответствии с банковским законодательством или законодательством о пенсионном обеспечении, либо представление ими недостоверных сведений (информации) влекут штраф на физических лиц в размере до ста, на юридических лиц — в размере до двухсот месячных расчетных показателей.

§2. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности: виды, критерии классификации, специфика юридического состава

Легально понятие административного правонарушения дано в статье 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций закреплены в главе 14 КоАП РФ. Как и любому иному виду административных правонарушений, правонарушениям в сфере предпринимательства присущи обязательные признаки административной противоправности, виновности и наказуемости предусмотренными КоАП РФ административно-правовыми санкциями. Административная противоправность означает, что в результате административного правонарушения нарушаются запреты, установленные либо КоАП РФ, либо законодательством субъектов РФ в области предпринимательской деятельности.

Анализ главы 14 КоАП РФ позволяет выявить основные признаки административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Во-первых, основными субъектами данных правонарушений являются индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица.

Административные наказания для граждан предусмотрены только в двадцати двух составах[71] из пятидесяти пяти, установленных главой 14 КоАП РФ. Во-вторых, административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности может быть установлена как КоАП РФ, так и региональными законами об административных правонарушениях на территории субъектов РФ.

В некоторых регионах приняты и специализированные законы об административной ответственности в сфере предпринимательства[72].

Главное условие легитимности законодательства субъектов в указанной области — соблюдение установленных пределов нормотворчества, невмешательство в сферу федерального законодательства. Однако, как свидетельствует судебная практика, данное требование выполняется не всегда.

В-третьих, рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере предпринимательства отнесено к компетенции различных органов. Перечень органов, уполномоченных рассматривать дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной субъектами РФ, устанавливается этими субъектами. В-четвертых, наиболее распространенным видом административного наказания за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности является административный штраф.

Помимо штрафа за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности применяются также дисквалификация, конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения, административное приостановление деятельности, а также предупреждение. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности образуют определенную группу в общей массе административных правонарушений, объединенную на основании общности родового объекта правонарушений. Родовым объектом административных правонарушений, включенных в главу 14 КоАП РФ, являются однородные общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

А.В. Федоров предлагает выделять также внутриродовой объект административного правонарушения, являющийся элементом, структурной частью одной видовой группы общественных отношений, на которые направлены несколько правонарушений, включенных в одну и ту же главу Особенной части КоАП РФ или закона (кодекса) субъекта РФ об административных правонарушениях1. Например, родовым объектом посягательства по административным правонарушениям, предусмотренным ст.ст.14.16-14.19 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в области предпринимательской деятельности, а внутриродовым объектом — общественные отношения, возникающие в связи с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Непосредственными же объектами (т.е. конкретными видами общественных отношений, на которые посягает одно или несколько административных правонарушений) выступают: установленный порядок продажи этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (часть 1 ст.14.16); установленный порядок продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (чч.2, 2.1 и 3 ст.14.16); установленный порядок производства или оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.17); установленный порядок использования этилового спирта для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст.14.18); установленный порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте (ст.

14.19)1. Объективная сторона административных правонарушений в области предпринимательской деятельности преимущественно характеризуется действием. Например, только путем действий может быть совершены правонарушения, предусмотренные ст.ст. 14.1.1 КоАП РФ — «Незаконные организация и проведение азартных игр», 14.3.1.

14.1.1 КоАП РФ — «Незаконные организация и проведение азартных игр», 14.3.1. —

«Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей»

. Нередко в диспозиции статьи может быть перечислено несколько действий, характеризующих объективную сторону административного правонарушения.

Так, в упомянутой статье 14.1.1 КоАП РФ признаками объективной стороны выступают: организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи; организация и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии; осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В таких случаях объективную сторону составляет любое из названных противоправных действий. Помимо действий, объективную сторону правонарушения может составлять и незаконное бездействие, т.е.

несовершение конкретного действия, которое лицо не только было обязано, но и имело возможность совершить.

Например, только путем бездействия может быть совершено правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 14.24 КоАП РФ — неисполнение организатором торгов обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, допущенными к организованным торгам товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах. В отдельных случаях объективная сторона административных правонарушений в области предпринимательской деятельности характеризуется двумя видами деяний, одно из которых может быть совершено путем только действий, а другое — только бездействия.

Например, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.25 КоАП РФ составляет несвоевременное (бездействие) или неточное (действие) внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей1. Говоря о построении главы 14 КоАП РФ, нельзя не согласиться с мнением Янушка А.С. о некоторой нелогичности содержания глав КоАП РФ.

В частности, не вполне объяснимо невключение правонарушений, связанных с эмиссией ценных бумаг (ст.15.17), незаконными сделками с ценными бумагами (ст.15.18), нарушение правил ведения реестра ценных бумаг (ст.15.22) в главу 14 Кодекса, а отнесение их в содержание главы 15 КоАП РФ. Вместе с тем, по своему содержанию эти правонарушения связаны с осуществлением предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг1.

В этом вопросе мы поддерживаем высказанную автором мысль о необходимости дальнейшего изучения норм КоАП РФ с целью максимального точного и правильного содержания главы 14 КоАП РФ. Классифицировать административные правонарушения в области предпринимательской деятельности можно по различным основаниям. Например, Э.В. Талапина предлагает объединить все административные правонарушения в три группы: отсутствие специальных разрешений или нарушение содержащихся в них условий (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, продажа товаров без сертификата соответствия); нарушение требований федерального законодательства в определенной сфере деятельности, контролируемой государством (нарушение порядка ценообразования, нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения); недобросовестное или неправильное ведение предпринимательской деятельности (обман потребителей, незаконное использование товарного знака, ненадлежащее управление юридическим лицом)[73].

Рекомендуем прочесть:  Фонд перераспределения земель

Свою классификацию административных правонарушений предлагает А.С. Янушка[74]. На основании общности видового объекта правонарушений автор предлагает подразделять их на следующие группы: нарушение общих правил предпринимательской деятельности; нарушение правил продажи товаров (выполнения работ, услуг); нарушение законодательства о рекламе; нарушение законодательства о товарных знаках; нарушение законодательства в области получения (предоставления) кредитов субъектам предпринимательской деятельности; нарушение законодательства в области банкротства; нарушение законодательства при обращении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; нарушение законодательства при осуществлении экспорта; нарушение законодательства при осуществлении управления юридическим лицом; нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле; нарушение законодательства в сфере обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов; нарушение законодательства о лотереях; нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Принимая высказанное мнение о подобной классификации административных правонарушений, можно представить ее и в более обобщенном виде. В частности, на наш взгляд, административные правонарушения в области обращения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле могут быть объединены с иными правонарушениями в сфере торговли, поскольку все эти правонарушения затрагивают одни и те же правоотношения.

Нарушение законодательства о рекламе, о лотереях а также о товарных знаках могут быть объединены в единый блок административных правонарушений в области предпринимательской деятельности — нарушение законодательства в области производства и распространения товаров (работ, услуг). Кроме того, автор предлагает в качестве критериев для классификации административных правонарушений в области торговли рассматривать уровень нормативного правового акта, устанавливающего административную ответственность, юридическую конструкцию состава правонарушения, субъект правонарушения, орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, виды применяемых наказаний1.

Кроме того, автор предлагает в качестве критериев для классификации административных правонарушений в области торговли рассматривать уровень нормативного правового акта, устанавливающего административную ответственность, юридическую конструкцию состава правонарушения, субъект правонарушения, орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, виды применяемых наказаний1.

Так, по уровню нормативного правового акта, устанавливающего административную ответственность, административные правонарушения можно подразделить на общефедеральные, т.е.

закрепленные нормами главы 14 КоАП РФ, и установленные субъектами Российской Федерации. При этом мы не согласны с высказанным предложением автора о лишении субъектов РФ права устанавливать административную ответственность в сфере предпринимательской деятельности. Однако нами отстаивается утверждение о том, что границы такой ответственности, а также виды таких правонарушений требуют определенной унификации.

По юридической конструкции состава административные правонарушения в области предпринимательства можно разграничить на правонарушения с формальным составом (в которых объективная сторона предусматривает наступление административной ответственности лишь за факт совершения противоправных действий независимо от наступления либо ненаступления неблагоприятных последствий) и правонарушения с материальным составом (в качестве обязательного условия для привлечения лица к административной ответственности выступает наличие неблагоприятных последствий в результате правонарушения). В зависимости от субъекта административной ответственности административные правонарушения можно подразделить на те, где субъектами выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

Первую группу будут составлять правонарушения, ответственность за которые может быть возложена на любого из указанных субъектов. В качестве примера можно привести правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 14.1 —

«Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»

, 14.7 КоАП РФ — «Обман потребителей», 14.1.1. — «Незаконные организация и проведение азартных игр» и др.

Вторую группу образуют правонарушения, ответственность за которые несут лишь должностные либо юридические лица. Например, ч.2 ст.14.3 (

«Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации»

), ст.14.8 («Нарушение иных прав потребителей»), статья 14.18 («Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции») КоАП РФ. Третья группа — правонарушения, субъектами ответственности по которым выступают только граждане (ч.1 статьи 14.1 КоАП РФ —

«Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица»

).

Четвертая группа — правонарушения, субъектами ответственности по которым являются только должностные лица (статья 14.25. —

«Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

, статья 14.9.

«Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»

, статья 14.12. — «Фиктивное или преднамеренное банкротство», статья 14.13.

— «Неправомерные действия при банкротстве»). Пятая группа — правонарушения, ответственность за которые возлагается только на юридических лиц (статья 14.17 —

«Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

).

Если в правонарушениях, совершаемых гражданами и должностными лицами, субъект правонарушения и субъект ответственности совпадает в одном лице, то для юридических лиц это не так.

Объективную сторону правонарушения, совершаемого юридическим лицом, всегда выполняет конкретное физическое лицо — работник, должностное лицо, однако субъектом ответственности выступает не он, а организация. При этом виновное физическое лицо может быть также привлечено к административной, дисциплинарной ответственности.

В качестве отдельного критерия можно выделить срок действия норм, устанавливающих административную ответственность, — нормы неограниченного срока действия и нормы, срок действия которых определен конкретным периодом времени.

К первой группе относятся все правонарушения, предусмотренные главой 14 КоАП РФ. Ко второй — административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.15.1.

«Нарушение порядка продажи входных билетов и изменение при продаже входных билетов установленной стоимости входных билетов на посещение спортивных мероприятий и церемоний XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи»

[75]. В зависимости от субъекта, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в данной сфере, их можно классифицировать на следующие группы: административные правонарушения, отнесенные к компетенции судов (арбитражных судов и мировых судей) — ст.ст.14.1, 14.1.1, 14.1.2, 14.10 — 14.14, 14.15.1, ч.1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, ст.ст.14.18, 14.23, ч.1, 2 и 4 статьи 14.25, ст. 14.27, ч.2 ст. 14.31.2, ч. 1 и 5 ст.

14.34, ст. 14.35 — 14.37, ч. 2 ст. 14.38, ст.ст.14.43 — 14.49, ч.2 ст. 14.51 КоАП РФ (судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.1, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст.ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, ч. 2 ст. 14.38, ст.ст. 14.50, 14.43 — 14.49, ст.ст.
2 ст. 14.38, ст.ст. 14.50, 14.43 — 14.49, ст.ст. 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ); административные правонарушения, которые рассматриваются судьями в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье (ст.

14.2, ч. 2 статьи 14.4, ч. 1 и 2 статьи 14.6, ч.

2 статьи 14.9, ч. 2.1 и 3 статьи 14.16, ч. 1 статьи 14.20, ч. 3 — 5 статьи 14.24, ст.ст. 14.26, 14.29, 14.31, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33); административные правонарушения, рассмотрение которых отнесено к компетенции административных органов (органы внутренних дел (полиции), федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка и др.).

Законодательство субъектов РФ в основном предоставляет право составления протоколов по делам об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности должностным лицам административных комиссий, должностным лицам уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления (в случае наделения их такими полномочиями), должностным лицам органов полиции. По виду административного наказания за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности можно выделить: административные правонарушения, за совершение которых применяется только административный штраф (например, ст.ст.

14.3, 14.3.1 КоАП РФ и др.); административные правонарушения, за совершение которых может быть назначено либо предупреждение, либо административный штраф (ч.3 ст.14.1, ч.3 ст.14.1.2, ст.14.5 и др. КоАП РФ); административные правонарушения, за совершение которых может быть применен либо штраф, либо дисквалификация (например, ст.ст.

14.12, 14.13 КоАП РФ); административные правонарушения, за которые может быть применен штраф с конфискацией орудия или предмета правонарушения (например, ст.ст. 14.1.1, 14.2, 14.10 КоАП РФ); административные правонарушения, за совершение которых в качестве дополнительного наказания может быть назначена конфискация предмета или орудия правонарушения (при этом основное наказание — штраф или административное приостановление деятельности) (в частности, ч.2 ст.

14.1.1, 14.2, 14.10 КоАП РФ); административные правонарушения, за совершение которых в качестве дополнительного наказания может быть назначена конфискация предмета или орудия правонарушения (при этом основное наказание — штраф или административное приостановление деятельности) (в частности, ч.2 ст. 14.4, ст. 14.20 КоАП РФ); — административные правонарушения, за которые может быть назначено административное приостановление деятельности (ч.4 статьи 14.1, ч.4 ст.14.1.2, ст.

14.15.1 КоАП РФ). Еще одним критерием для классификации административных правонарушений является вид субъекта, которому конкретным административным деликтом причинен имущественный либо иной вред, т.е.

потерпевшего. Анализ главы 14 КоАП РФ дает основание полагать, что таковыми могут являться три вида субъектов — граждане (физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя), юридические лица и индивидуальные предприниматели (субъекты хозяйствования), а также государство (Российская Федерация) в целом. Такими административными правонарушениями как обман потребителей (ст.14.7 КоАП РФ), нарушение иных прав потребителей (ст.14.8 КоАП РФ) конкретный вред путем обмеривания, обвешивания, обсчета при реализации товара (работы, услуги), введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), нарушения права на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, непредоставления потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, вред причиняется в основном гражданам (физическим лицам). Напротив, потерпевшим от такого правонарушения как ограничение конкуренции (статья 14.9 КоАП РФ) может являться только субъект хозяйствования, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, находящиеся в состоянии свободной конкуренции друг с другом, свободно перемещающие товары (работы, услуги), осуществляющие свободную экономическую деятельность.

Наконец, в результате совершения правонарушений третьей группы невозможно установить конкретное физическое либо юридическое лицо, которые пострадали бы от совершенного административного деликта. В качестве примера можно назвать статью 14.1.

КоАП РФ —

«Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»

. На качество выполняемых работ либо предоставляемых услуг факт государственной регистрации в качестве предпринимателя не влияет, в этой связи ни физические, ни юридические лица никакого ущерба от осуществления лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации не несут.

Однако этот вред причиняется Российской Федерации, поскольку, во- первых, лицо не выполняет установленные законодательством правила, обязывающие его зарегистрироваться в указанном качестве, и, во-вторых, не уплачивает установленные налоги и сборы от осуществления своей деятельности.

Следует отметить, что наиболее часто встречающимися составами правонарушений, предусматриваемых региональным законодательством, являются как раз те, в которых идентифицировать конкретного потерпевшего и определить сумму нанесенного ущерба невозможно: нарушение дополнительных ограничений по розничной продаже алкоголя, торговля в не отведенных для этого местах, нарушение порядка организации ярмарок и продажи товаров, нарушение порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, нарушение правил размещения объектов розничной торговли в общественных местах, осуществление торговли без документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети. Изучение данного вида административных правонарушений представляет большую практическую ценность, поскольку вопрос об объеме и характере причиняемого в результате их совершения вреда, определения размера возможного вреда, и, как следствие, определение размера санкций за их совершение в отсутствие конкретного лица, которому мог быть причинен вред, представляется крайне сложным.

Подытоживая сказанное, можно заключить, что административные правонарушения в области предпринимательской деятельности могут быть классифицированы по различным основаниям.

Безусловно, приведенная нами в настоящем параграфе классификация не является исчерпывающей и может быть дополнена иными критериями.

Постоянно меняющееся административное законодательство, дополнение Особенной части КоАП РФ новыми составами административных правонарушений позволяют выявлять новые критерии для их классификации, а также актуализировать выработанные на сегодняшний день.

vernuti-tovar.ru
Обсуждения
Оценщик автомобилей для наследства

Оглавление:Оценка автомобиля для наследства 1500 руб.Оценщик...

Комментариев  0
Продажа авто если в птс нет места

Оглавление:В ПТС нет места для нового владельцаВ ПТС нет места...

Комментариев  0
Военная часть в тамбове радиоэлектронная борьба

15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (в/ч 71615) » Местом...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top